МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 15

Аверкиевы Минеи. Среди южных славян (в основном, у сербов) стремление объединить по календарному принципу существующие агиографические и риторические произведения наблюдается с начала XVII в. В этот период появляются первые сводные кодексы типа Миней Четьих (исследователям известны под названием «панагирики или «панегирики»), главным образом, для первой половины церковного года: например, «Панагирик грешног Дмитра», созданный между 1614 и 1625 гг. по благословению Печского патриарха Паисия (Яневаца). Между 1623 и 1626 гг. в монастыре Хиландар по инициативе и согласно концепции игумена Илариона монах Аверкий составил годовой комплект Миней Четьих. Монах Аверкий был составителем тома на сентябрь-апрель (последний том на три месяца, т.к. отражает, согласно уставу, приоритет в богослужении пасхального цикла); два тома на май-июнь и июль-август в 1626 г. создал не известный по имени книжник, но, как полагают исследователи, под руководством игумена Илариона или монаха Аверкия. В послесловиях к томам на декабрь, январь и февраль-апрель монах Аверкий раскрывает обстоятельства составления этих сборников. По его словам, при составлении он использовал семь – восемь сборников из библиотеки Хиландара и брал некоторые тексты в библиотеках других афонских и сербских обителей. В одной из глосс монах Аверкий сообщал, что не смог получить перевод текста в честь Перенесения десницы Иоанна Предтечи в Константинополь (память 7 января), который есть у «св. Павла» (о подобном тексте исследователям известно только из этого указания). По мнению исследователей, составитель Аверкиевых Миней старался включить в календарном порядке как можно большее число памятей и произведений; если он получал текст уже после завершения тома, то помещал его в следующий. Так, Мучение Евлампия и Евлампии (память 10 октября) находится в декабрьском томе. В основном, он включал Жития святых, но есть и риторические произведения (в основном, на дни больших праздников). В глоссах составитель выразил своё отношение к текстам и комментировал их содержание: например, не считал «истинным» (подлинным) текст Слова на Воздвижение Креста Господня Андрея Критского, но из-за отсутствия игумена и невозможности посоветоваться с ним не осмелился не включить его в том. Исследователи отмечают, что по содержанию Аверкиевы Минеи являются самым крупным сводом агиографических и риторических текстов. Но в отличие от Великих Миней Четьих они были составлены, прежде всего, для уставного чтения, их структура подчинена требованиям типика. Таким образом, Аверкиевы Минеи являются, по мнению исследователей, своеобразной «библиотекой» агиографическо-гомилетической литературы, известной южнославянской книжнику первой трети XVII в.

 



 
PR-CY.ru