МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 13

По мнению исследователей, характерная черта Тулуповских Миней – увеличение количества памятей русских святых как часть более общего процесса. Включение в свод новых Житий святых связано также и с изменением репертуара Служебных Миней в связи с увеличением количества памятей русских святых в церковном месяцеслове. Этот процесс получил отражение не только в Четьих Минеях, но и в Служебных Минеях. Важнейшей чертой комплекта Служебных Миней, вышедших на Московском Печатном дворе в 1619–1630 гг., по мнению Марии Александровны Лебедь, «было то, что в московские издания впервые вошли службы в честь почитаемых Богородичных икон и в честь большинства общерусских святых». «В служебных Минеях 1619–1630 гг. были напечатаны 59 служб в честь русских святых и Богородичных икон». В 1628 г. иеромонах Герман (Тулупов) переписал Печатную Минею на декабрь (Российская государственная библиотека), добавив к напечатанным службы Савве Сторожевскому (под 3 декабря), Антонию Сийскому (под 7 декабря) и Нилу Столобенскому (под 7 декабря). Соответствующие им Жития Нила Столобенского и Саввы Сторожевского поместил в декабрьской Минее, а Житие Антония Сийского – в дополнительном относительно всего корпуса Миней томе. Всего в свои Минеи Герман (Тулупов) поместил 63 памяти русских святых и дней празднования Богородичным иконам, а в дополнительных томах – памяти ещё 12 святых. Характер редактирования текстов Тулуповских Миней до сих пор точно не определён. Все собранные Жития иеромонах Герман (Тулупов) стремился дополнить новейшими Чудесами святых. Так, Житие Корнилия Комельского в майской Минее (Российская государственная библиотека) сопровождается подборкой чудес, не известной исследователям по другим источникам. В июньской Минее (Российская государственная библиотека) помещена особая редакция «Жития Александра Куштского», содержащая в дополнение к остальным известным вариантам текста чудо 1599 г. По мнению исследователей, тот же принцип, т.е. дополнение Жития новейшими чудесами, характерен и для подготовленной иеромонахом Германом (Тулуповым) редакции «Жития Сергия Радонежского» (вне Миней, в особом сборнике Российской государственной библиотеки). «В основу редакции положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуде о победе над литовцами у Опочки» (Борис Михайлович Клосс). Открытым остаётся вопрос об источниках этих дополнений. Исследование ноябрьской Минеи привело Владимира Николаевича Алексеева к заключению, что одним из её источников стал протограф сборника, из которого в московские списки Великих Миней Четьих извлекались дополнительные (по отношению к Софийскому) статьи.

 



 
PR-CY.ru