ЛУКИАН - Страница 5

В 1922 г. пустынь закрыли, в 1926 г. разрушили часовню преподобного, к 2016 г. сохранился только фундамент, ведётся реставрация памятника. Лукианова пустынь была возобновлена в 1991 г. В советские годы мощи святого оставались под спудом, в 1992 г. состоялось их обретение, в настоящее время они находятся в храме Богоявления. Святой канонизирован в составе Собора Владимирских святых в 1982 г. Несмотря на то, что церковное прославление Лукиана произошло только в 1982 г., его почитание не прерывалось на протяжении больше трёх столетий, о чём свидетельствует, в частности, существование изображений святого. Внешний облик Лукиана в Житии XIX в. имеет достаточно определённую характеристику: «Бяше же преподобный по плотскому образу, возрастом мал, лицем блед, очи имея воглубленны, нос продолговат и тонок, ланиты влущени, браду имея русу и широку но продолговату и мало проседу» (Российская государственная библиотека); «будучи сорока пяти лет, казался уже дряхлым старцем». На тоновой литографии 1868 г. (Исторический музей), изданной в мастерской Троице-Сергиевой лавры тщанием Н.С. Стромилова «в пользу» Лукиановой пустыни, представлено изображение Лукиана, основой для которого послужил его надгробный образ, что указано в подписи к эстампу («изображение сие снято с его надгробной иконы»). Святой изображён в рост на пейзажном фоне в полном монашеском облачении, куколь на голове, схима поверх мантии. Десница сложена в благословляющем жесте перед грудью, в левой руке Лукиан держит развёрнутый свиток со словами поучения: «Братие, храните веру в послушании безроптивом, в любви и нелицемерии, в целомудрии и нестяжании, никому же своя имения имети, но вся общее, в церкви беседы не творите». Лик Лукиана с правильными чертами обрамлён окладистой бородой средней величины с небольшой проседью. В архиве Лукиановой пустыни хранится акварельный рисунок XIX в. (эскиз к литографии?), тоже сделанный, как полагают исследователи, с утраченной иконы Лукиана. В 2011 г. Лукиановой пустыни была подарена икона, воспроизводящая несохранившийся образ близко к оригиналу (находится в алтаре Богоявленской церкви). На обложке книги «Акафист, житие и молитвы преподобному Лукиану Александровскому» (2014 г.) воспроизведена икона воронежского иконописца Сергея Сергеевича Красавина (2012 г.), на которой Лукиан изображён в рост. После прославления Лукиана были созданы его поясные прямоличные образы, например, на выносной двухсторонней иконе, где на одной стороне изображён Лукиан, на другой – преподобный Корнилий Александровский (1999 г., алтарь Богоявленской церкви). Лукиан представлен с благословляющей десницей и с развёрнутым вверх свитком в левой руке; на свитке текст повторяет начальные строки надписи с литографии 1868 г. Ещё один вариант иконографии Лукиана (с «моделью» пустыни в руках) представлен на иконе, находящейся над ракой Лукиана в Богоявленской церкви (2000 г., иконописец Юлия Крупичева (Елисеева), выпускница Иконописной школы при Московской духовной академии). На обеих иконах Лукиан с непокрытой головой. Большое распространение получили иконы, на которых Лукиан изображён вместе с преподобным Корнилием Александровским.

 



 
PR-CY.ru