ЛУКИАН

ЛУКИАН (около 1610 – 1654 гг.) – преподобный (память 23 июня в Соборе Владимирских святых), основатель Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и александровского в честь Успения Божьей Матери женского монастыря. Сведения о Лукиане сообщает литературный памятник, известный исследователям под названием «Истории о обители Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Рождества, иже именуется Лукианова пустыня, како судьбами всемогущаго Бога... и молитвами угодника ея преподобнаго отца Лукиана обитель сия начало себе восприяла», составленный из двух текстов к 1766 г.: Отдел письменных источников Исторического музея (современный шифр установлен Еленой Владимировной Романенко), первая треть XIX в.; Российская государственная библиотека, XIX в. В виде двух отдельных произведений («Сказание о явленной иконе Рождества» и «Сказание о рождении преподобного отца нашего Лукиана») этот памятник помещён в рукописных материалах иеромонаха Иоасафа (Гапонова), в его «Церковно-историческом и статистическом описании Владимирской епархии» 1853 г. (Российский государственный исторический архив). В первой части «Историй...» рассказывается о явлении иконы Рождества Пресвятой Богородицы на погосте Псковитиново Раменье Серебужского стана (в 10 верстах от Александровской слободы). Вторая часть, с самостоятельным заглавием «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана и о пострижении его в монашеский образ и о трудолюбном его житии и о зачатии монастыря, иже именуется Лукианова пустынь», по мнению Василия Осиповича Ключевского, может быть датирована около 1685 г. В распоряжении исследователя был список XIX в., как полагают исследователи, Российской государственной библиотеки. Исследователи полагают, что датировка В.О. Ключевского обоснована тем, что Житие в этом списке заканчивается изложением содержания грамоты царей Ивана V и Петра I Алексеевичей от 24 декабря 1685 г. В.О. Ключевский считал, что сначала было написано «Житие Лукиана», а в начале XVIII в. составили «Повесть об иконе Рождества Пресвятой Богородицы», поскольку в тексте «Повести…» есть ссылка на «Житие». Однако в «Житии» также есть ссылка на «Повесть...». Исследователи полагают, что перекрёстные ссылки появились во второй половине XVIII в., когда тексты были существенно переработаны. Скорее всего, как полагают исследователи, оба памятника были созданы почти одновременно, при игумене Авраамии, настоятеле Лукиановой пустыни, в 1705–1718 гг. Последнее чудо «Повести…» («О исцелении беснаго») датировано январём 1707 г. К 1712 г. исследователи относят самый ранний список «Жития» – «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана» (Отдел письменных источников Исторического музея; современный шифр установлен Е.В. Романенко). Он написан на канцелярском ревизском бланке небрежной скорописью XVIII в. и, как полагают исследователи, представляет собой черновой набросок «Жития». Монах Лукиановой пустыни, переписывая или составляя «Житие», в верхней правой части листа фиксировал сведения о строительстве нового храма. В отличие от других списков этот текст более краткий, без диалогов и душеполезных рассуждений, в нём содержатся только основные биографические сведения о святом.

 



 
PR-CY.ru