ЛУКИАН - Страница 2

Список 1712 г. исследователи относят к краткой редакции «Жития», но он представляет собой неполный текст, изложение обрывается на рассказе о мученической кончине монаха Матфея. Автобиографические сведения изложены в Челобитной Лукиана патриарху Иосифу (Отдел письменных источников Исторического музея). Рассказ о чудесах святого содержится в «Летописи об Успенском александровском монастыре» (Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Александрова слобода», 1767 г.) и в «Сказании о Пресвятой Богородицы Успения, что во Александрове слободе во Успенском девичьем монастыре» (Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Александрова слобода», третья четверть XVIII в.). По мнению Людмилы Владимировны Мошковой, «Сказание...» и «Летопись об Успенском монастыре» создавались не позднее конца 1680 гг. Родители Лукиана, Димитрий и Варвара, долго не имели детей и дали обет посвятить себя Богу в случае рождения наследника. Семья отличалась благочестием. В Синодике Лукиановой пустыни записан «род священноинока Лукияна»: «Дионисия схимонаха, Еуфимия схимонаха, Гавриила схимонаха, Анисии схимонахини, Еуфимии схимонахини, Иелисея схимонаха, Андреяна схимонаха, Ксении (приписано на правом поле листа), священноархимарита Кирила, священноинока Пахомия, [Сергея, Феодора], священнодьякона Серапиона, Лукияна схимонаха, Иякова, Сергия, Гавриила, Никона (над строкой приписано «дед»), Козму (над строкой приписано «дед»), [схимонахини Марины], инока Дионисия (над строкой приписано «затворникъ»), инока Филарета (над строкой приписано «утопоша»), инока Трифона (над строкой приписано «убиенного»), схимонаха Ферапонта и Иосифа» (Исторический музей, начало XVIII в.). Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители решили принять монашество. Исследователи полагают, что это решение было связано с тем, что Галич подвергся сильному разорению в Смутное время. Иларион ушёл с отцом в Брынский лес, где помогал ему расчищать место для будущего монастыря, строил кельи (впоследствии здесь возник монастырь во имя Святой Троицы, существовал в конце XVII в.). Димитрий, принявший постриг с именем Дионисий, сам обучил сына грамоте. После смерти отца юноша отправился в обитель святых Афанасия и Кирилла Александрийских на Мологе, здесь был послушником три года, затем перешёл в Угличский Паисиев в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь, где прожил год, после чего отправился в Александровскую слободу. Из беседы с местными жителями Симеоном и Марком Иларион узнал о существовании заброшенной церкви на погосте Псковитиново Раменье. В 1594 г. на этом месте трижды являлась храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы из церкви деревни Игнатьева. По благословению патриарха Иова настоятель священник Григорий перенёс храм на место явления иконы, а рядом поставил свой дом. В Смутное время священник покинул приход, церковь запустела. Иларион поселился при храме. В 1640 г. на погост пришёл из вологодского Прилуцкого монастыря иеромонах Феодосий Поморец, а с ним – некие «прихожие старцы». Феодосий рассказал, что ему явилась Пресвятая Богородица и попросила спасти от разрушения Её церковь. Он постриг Илариона в монахи с именем Лукиан, святому было тогда «лет тридесяти и нечто боле». Монахи отремонтировали крышу храма, заготовили лес на строительство монастыря.

 



 
PR-CY.ru