ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич - Страница 6

В конце 1920 г. он обратился к В.И. Ленину с предложением о возможной негласной поддержке части духовенства, готовой «привести к признанию со стороны церкви принципов: 1) Богоустановленности советской власти. 2) Правильности принципа отделения церкви от государства. 3) Полной согласованности коммунистического идеала с истинным христианством». Как писал А.В. Луначарский в докладной записке: «Конечно, это обновлённое православие с христианско-социалистической подкладкой совсем не сахар, в конечном счёте оно нам, разумеется, не нужно, оно изживётся, выветрится, но как резкая оппозиция черносотенному патриарху и его клевретам, как прямая борьба с официальным поповством, она может сыграть свою роль» (Российский государственный архив социально-политической истории). В связи с обращением наркома просвещения В.И. Ленин предложил высказаться руководству других ведомств, ответственных за религиозную политику. Глава восьмого отдела по проведению в жизнь декрета «Об отделения церкви от государства и школы от церкви» Наркомата юстиции Пётр Ананьевич Красиков выступил категорически против предложения А.В. Луначарского: «Способствовать созданию хотя бы бутафорской реформации считаю невыгодным для революции». Не поддержал наркома просвещения и председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) Феликс Эдмундович Дзержинский: «Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновленческой форме». Однако негласно ВЧК в это время уже вела работу по подготовке раскола внутри церкви и организации обновленчества, что вполне соответствовало предложениям А.В. Луначарского. В 1920 гг. А.В. Луначарский регулярно выступал с антирелигиозными лекциями, был опубликован ряд его работ по этой теме: «Кому принадлежит церковное имущество?» (М., 1922 г.), «Почему нельзя верить в бога?» (М., 1925 г.), «Религия и просвещение» (Л., 1925 г., публикация выступления на первом съезде Союза безбожников (с 1929 г. – Союз воинствующих безбожников)). Антирелигиозную пропаганду А.В. Луначарский воспринимал как часть просветительской работы: считал необходимым распространение естественнонаучных знаний и их трактовку в духе материалистического мировоззрения, изучение истории и разоблачение классовой природы религиозных верований, раскрытие сущности атеизма, объяснение политики большевистской партии и Советского государства по отношению к церкви и верующим; участвовал в публичных диспутах с представителями различных религиозных организаций. Наибольшую известность получили диспуты А.В. Луначарского с лидером обновленцев Александром Ивановичем Введенским (были опубликованы их стенограммы: «Христианство или коммунизм». Л., 1926 г.; «Личность Христа в современной науке и литературе». М., 1928 г.). Значительное внимание А.В. Луначарский уделял вопросам взаимоотношения религии и искусства, этой теме были посвящены его работы: «Боги хороши после смерти» (1926 г.), «Почему мы охраняем церковные ценности?» (1926 г.), «Искусство и религия» (М., 1934 г.). А.В. Луначарский призывал раскрывать за религиозной формой произведений искусства прошлого подлинные социальные, нравственные и художественные взгляды её творцов.

 



 
PR-CY.ru