ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич - Страница 2

Популяризируя идеи Р. Авенариуса и его ученика Рудольфа Гольцапфеля, А.В. Луначарский затрагивал вопросы религиозности как психологического и социального феномена. При характерном для марксизма неприятии религиозной веры А.В. Луначарский признавал ценность форм проявления религиозности: «Молитва имеет прямое отношение к искусству, величайшие произведения искусства – молитвы. Если бы вера в бога уничтожалась, то необходимость общественной молитвы, выражающейся в свободных и художественных, драматических, лирических и эпических формах, отнюдь не уничтожилась бы, а с нею и необходимость храмов, украшенных всеми средствами свободной от догматизма красоты архитектурной, скульптурной и живописной». После поражения революции 1905–1907 гг. А.В. Луначарский пришёл к идеям богостроительства, пытаясь дополнить марксизм заимствованными у религии этическими идеалами, которые могли бы привлечь к революционной партии рабочие массы. Свои богостроительские идеи А.В. Луначарский изложил в статьях «Будущее религии» (СПб., 1907 г.), «Атеизм» (в сборнике: «Очерки по философии марксизма». СПб., 1908 г.), «23-й сборник “Знания”» (в сборнике: «Литературный распад». СПб., 1909 г.). Главным исследованием А.В. Луначарского на религиозную тематику в тот период стал фундаментальный труд «Религия и социализм». Основное содержание книги составлял критический анализ различных религиозных учений, при этом особое внимание уделялось христианству. В работе А.В. Луначарский декларировал собственный атеизм: «...Я первый заявляю, что я не религиозен, и что научно мыслящий социал-демократ не может быть религиозен» – и демонстрировал глубокую враждебность к христианской вере. Вместе с тем А.В. Луначарский не соглашался с принятым в марксизме представлением о религии как о простом «обмане церковников», трактуя религиозность более широко: «Религия есть такое мышление о мире и такое мирочувствование, которое психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы». Помимо собственно религиозных культов А.В. Луначарский рассматривал в качестве «религий» и различные философские доктрины, завершая развитие идеи религиозности научным социализмом Карла Маркса и Фрдриха Энгельса: «Я склонен считать, – что и марксизм, как философия, является новой последней глубоко критической, очистительной и вместе синтетической религиозной системой». Отрицая прежнюю религиозную веру, А.В. Луначарский выступал за построение новой религии, освобождённой от какой бы то ни было идеи Бога. «Решение религиозной проблемы мира предполагает допущение высшей силы, родственной индивиду, близкой ему, на которую он может возложить свои упования. Для старого религиозного человека это – духи, боги или бог, они выражают собою сверхиндивидуальный элемент религии. Для новорелигиозного человека существует лишь то, что он находит в опыте, сверхопытное он отвергает. Но в опыте даны две великие сверхиндивидуальные величины: космос и человечество. На них и останавливается новая религиозная мысль». А.В. Луначарский полагал, что в будущем, благодаря прогрессу, веру в сверхъестественные силы заменит вера в неограниченные творческие способности «сверхчеловека», «борца-титана» победившего «сверхколлектив», который станет властелином природы. Богостроительские идеи А.В. Луначарского подверглись острой критике со стороны других социал-демократов.

 



 
PR-CY.ru