ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич - Страница 5

Так, в октябре 1918 г. он прочитал в Петрограде (А.В. Луначарский оставался там и после переезда советского правительства в Москву до начала 1919 г.) курс лекций для инструкторов политпросветработы «Введение в историю религии» (изданы отдельной книгой в 1923 г.). Читая курс в разгар «красного террора», А.В. Луначарский завершал его следующими утверждениями: «Вот сущность новейшего социализма – ему не нужно христианство для формулировки его положительных идеалов. Ему не только не нужно оно, ему оно враждебно, поскольку оно диктует пассивность и терпение... Террор – ужасная вещь, ненавистная вещь; мы должны с отвращением это дело делать, с величайшим внутренним содроганием, но мы должны его делать, как нужно осушить грязную яму, если яма эта отравляет наших детей. Это – жестокая работа, но она должна быть выполнена для того, чтобы наступило лучезарное время подлинного равенства и братства» (при этом А.В. Луначарский призывал слушателей не забывать и о мирной, просветительской работе). А.В. Луначарский считал борьбу с церковью важнейшей задачей Советского государства: «Партия должна стремиться не только сама, не только своими силами бороться с религиозными предрассудками и устарелыми верованиями, но и использовать для этой цели как можно шире государственный просветительный аппарат. В понятие народного просвещения должно быть неукоснительно введено стремление выбросить из народной головы религиозный хлам и заменить его светом науки». Рассматривая стратегию и тактику антицерковной борьбы, А.В. Луначарский выступал как против «издевательств, вульгарных наскоков на христианство», так и против попыток его «улучшения» в нужном для большевиков русле: «Пропаганда против религии не должна, прежде всего, носить ни малейшего характера насилия. Это бесспорно для всех нас. Борьба с предрассудками путём насилия, прежде всего, не рациональна. Она не приводит к ослаблению предрассудков, а лишь укрепляет их; истина, что угнетаемая всякого рода гонениями религия приобретает притягательную силу и закаляется, – факт, проверенный многократно. С другой стороны, оппортунистические формы борьбы с религиозными предрассудками, потворство им, стремление постепенно переводить сумеречные умы путём почти незначительного перехода может привести к нежелательным результатам. Оно может закрепить религиозное сознание, очистив его от наиболее нелепых черт, освободив его от влияния духовенства, налёта реакционности, словом, способствовать замене идейной революции в деревне реформацией». Если в начале 1919 г. А.В. Луначарский высказывал мнение, что «лить воду на мельницу людей реформации в России мы никоим образом не должны», то через некоторое время его взгляды по этому вопросу полностью изменились.

 



 
PR-CY.ru