ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ - Страница 9

В частности, Иисус Христос пребывал в обычном для человека неведении, за исключением особых случаев внушения со стороны Слова, возрастал в добродетели и пришёл к совершенству только при крещении на Иордане, испытывал страдание и естественный страх, в наивысшей степени проявившийся в Гефсиманском молении. Глава 39 – краткая характеристика богословия Нестория, который, по мнению Леонтия Византийского, повторяет точку зрения Феодора Мопсуестийского. Главы 40–41 характеризуют Диодора Тарсийского. По словам Леонтия Византийского, тот факт, что Диодор Тарсийский пользовался уважением Василия Великого и других отцов церкви, сам по себе не делает его православным. В главе 42 Леонтий Византийский замечает, что с несторианами он спорит не о словах, а о том, каким способом совершилось таинство во Христе. В главах 43–44 ведётся полемика с точкой зрения, согласно которой Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского нельзя считать еретиками, поскольку они не осуждены ни на одном Соборе: Леонтий Византийский считает, что их взгляды были осуждены в лице Нестория. Приложение к трактату – подборка из 62 цитат Феодора Мопсуестийского (основной источник греческих фрагментов его сочинений), Диодора Тарсийского, Нестория и Павла Самосатского. Богословская линия, проводимая в первом трактате «Против несториан и евтихиан», встретила серьёзный отпор со стороны монофизитских богословов, которые выступили с новыми возражениями против разработанной Леонтием Византийским концепции Боговоплощения. Это заставило его подготовить новый антимонофизитский диалог – «Опровержение силлогизмов Севира». В нём alter ego Леонтия Византийского (Православный) состязается с анонимным Акефалом. Р. Кросс считает, что оппонентом Леонтия Византийского является «человек, выступающий от имени Севира», защитник учения о «частных природах». По мнению В.М. Лурье, Акефал из «Опровержения...» – это Иоанн Филопон, последовательно применявший в богословии концепции александрийского неоплатонизма, и прежде всего, учение о «частных сущностях». Именно эта концепция подверглась критике и принципиальному переосмыслению в «Опровержении...». Исследователи отмечают, что диалог состоит из восьми частей и представляет собой одну из самых искусных попыток изложить Халкидонский догмат. Сочинение «Тридцать глав против Севира» содержит краткий набор аргументов, имеющихся в трактатах «Против несториан и евтихиан» и «Опровержение силлогизмов Севира». Благодаря краткости и чеканности формулировок оно стало самым известным трактатом Леонтия Византийского в византийской традиции. Произведение «Против аполлинаристских подлогов» включает цитаты из сочинений Аполлинария Лаодикийского и двух его учеников. Авторский текст Леонтия Византийского – введение, небольшой комментарий в середине флорилегия и краткие замечания в конце текста. Цель составления флорилегия – доказать, что цитаты из сочинений Григория Чудовтоца, Афанасия I Великого, Римского епископа Юлия I и других авторов, которые используются монофизитами, в действительности являются цитатами еретиков IV в. По мнению Э. Дейли, трактат производит впечатление компендиума, который предназначался не для публикации, а для личного пользования.

 



 
PR-CY.ru