ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ - Страница 23

Даже если принять гипотезу Иштвана Перцеля о том, что Леонтий Византийский принадлежал к партии радикальных оригенистов (исохристов), осуждённых пятым вселенским Собором, у исследователей нет никаких сведений о том, что он сам или его сочинения в дальнейшем пользовались дурной репутацией. Напротив, концептуальные и терминологические наработки Леонтия Византийского были во многом восприняты строгой халкидонитской традицией. В первую очередь, это касается терминологии, используемой для описания соединения двух природ, в частности, разграничения терминов «природа» и «ипостась». О Леонтии Византийском как об авторитетном авторе говорят Софроний Иерусалимский, Герман I Константинопольский, Никифор Каллист Ксанфопул. Его трактат «Тридцать глав против Севира» целиком воспроизводится в сборнике «Учение отцов» и частично – в «Догматической паноплии» Евфимия Зигабена (1068–1073 гг.).Большое влияние как отдельные положения христологии Леонтия Византийского, так и разработанная им терминология оказали на Максима Исповедника. Особенно это влияние исследователей видят в богословско-полемических сочинениях преподобного Максима (см.: Максим Исповедник. «Богословско-полемические сочинения», СПб., 2014 г.) и в письмах. Максим Исповедник воспринял от Леонтия Византийского понятие воипостасного в тех смыслах, в которых оно используется у Леонтия Византийского. На Леонтия Византийского как на предшественника в трактовке термина «одна природа Бога Слова воплощённая» ссылается Иоанн Дамаскин, хотя имеет в виду созданный не без влияния Леонтия Византийского трактат «О ересях» (впрочем, Б. Коттер указывает, что в тексте «Точного изложения православной веры» и особенно в полемических трактатах против несториан и монофизитов содержится множество аллюзий на сочинения «Против несториан и евтихиан», «Опровержение силлогизмов Севира» и «Тридцать глав против Севира»). В «Путеводителе» Анастасия Синаита также есть места, в которых прослеживается влияние Леонтия Византийского (например: «Ипостасью мы называем отдельное лицо. Её (плоть Христа) мы, конечно, называем воипостасной, а не ипостасью. Ибо воипостасное есть то, что существует, в качестве безипостасного; в свою очередь, оно не имеет бытия и сущности, подобно сновидению безсущностному, безипостасному и выдуманному» (в критическом аппарате, подготовленном К.Х. Утеманном, приводится множество ссылок на Леонтия Византийского, среди которых есть почти дословные цитаты из его подлинных сочинений). Влияние Леонтия Византийского прослеживается в текстах Леонтия Иерусалимского, в трактате «О ересях» Леонтия Схоластика, в антимонофизитском послании «О двух природах во Христе» Евстафия Монаха (середина или вторая половина VI в.).



 
PR-CY.ru