ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ - Страница 7

Все произведения Леонтия Византийского (кроме сочинения «Против аполлинаристских подлогов», которое не поддаётся точной датировке), по мнению исследователей, были созданы в Константинополе в 540–543 гг. по просьбе друзей, настоявших на том, чтобы он письменно зафиксировал возражения и положительные вероисповедные формулы, которые Леонтий Византийский до этого излагал в полемике с константинопольскими несторианами, севирианами и афтартодокетами (см. Афтартодокетизм). Вначале Леонтий Византийский, по мнению исследователей, составил три самостоятельных трактата: «Обличение и опровержение противоположных учений Нестория и Евтихия» («Contra Nestorianos et Eutychianos») в жанре вопросов и ответов; «К тем из наших, что присоединились к растлевающему учению поклонников нетления» («Contra Aphthartodocetas») в жанре диалога; «Победа и триумф над сокрытым и существеннейшим учением несториан и их предшественников» («Deprehensio et Triumphus super Nestorianos») в жанре проповеди. Затем он объединил их, написав для этого издания предисловие. Издатели латинского перевода в XVII в. дали этому богословскому сборнику общее название «Против несториан и евтихиан» («Contra Nestorianos et Eutychianos»). Первый трактат сборника посвящён защите ключевого тезиса Халкидонского ороса о двух природах и об одной Ипостаси во Христе. В трактате последовательно отвергается и учение о том, что Христос – из двух Ипостасей, соединённых только славой или хотением, и учение о единой сложной природе Христа. Леонтий Византийский разделил трактат на семь вопросов. Три вопроса заданы несторианам, два – евтихианам, два (первый и последний) – представителям обеих партий, которых Леонтий Византийский называет «противоположно мнящими». По его мнению, они исходят из противоположных предпосылок, но в итоге совершают одну и ту же ошибку, не проводя или проводя неверно различия между ипостасью и природой или сущностью. В итоге, по мысли Леонтия Византийского, несториане лишают Иисуса Христа Его божественности, а евтихиане, напротив, – человечества. В заключение Леонтий Византийский приводит 88 святоотеческих цитат, которые должны подтвердить истинность Халкидонского догмата и правильность используемого богословом терминологического инструментария. О том, против кого направлен второй трактат сборника, среди исследователей нет единого мнения. Р. Драге считал, что он направлен против юлианитов, о концепции которых Леонтий Византийский узнал из сочинений Севира Антиохийского. М. Ришар также предполагал, что Леонтиё Византийский зависит от Севира Антиохийского, и что его текст направлен против антиоригениста Антиохийского патриарха Ефрема, причём, по мнению исследователя, Леонтий Византийский в полемических целях исказил учение патриарха, так же как Севир Антиохийский исказил учение Юлиана Галикарнасского. Э. Дейли считал, что помимо Антиохийского патриарха Ефрема в трактате критикуется император Юстиниан I Великий, который воспринял учение Юлиана Галикарнасского о том, что тело Христа было нетленным с момента соединения его с божественным Словом. Л. Перроне полагал, что точка зрения оппонентов Леонтия Византийского – аутентичный юлианизм или учение, максимально к нему приближённое.

 



 
PR-CY.ru