ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ

ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ (конец V – первая половина VI в.) – богослов-полемист, один из авторов «Леонтиевского корпуса». Cочинения Леонтия Византийского содержат мало сведений о его жизни. В манускриптах он именуется «блаженным монахом», «аскетом», «блаженным отшельником» или просто «аввой». По мнению Брайана Эдварда Дейли, эти эпитеты могли относиться к монаху-пустыннику, особенно к тому, который жил в полуотшельнической общине лавры. Из сочинений Леонтия Византийского исследователи сделали вывод, что он (видимо, в молодые годы) был представителем группы «мнимых халкидонитов», увлекавшихся взглядами Тарсийского епископа Диодора и Мопсуестийского епископа Феодора, однако порвал с ними благодаря неким «божественным мужам», «которые не только очистили его душевные очи от всей той грязи, но и наполнили их священным светом из книг богомудрых учителей». Впоследствии, повинуясь настояниям друзей, сформулировал свою богословскую позицию в трёх трактатах, хотя, по его собственному выражению, и не имел для этого достаточного образования. Этот образ согласуется с упоминаниями Леонтия Византийского в более поздних источниках. В частности, Константинопольский патриарх Фотий свидетельствует, что Иерусалимский патриарх Софроний I цитировал Леонтия Византийского, «принявшего отшельническое жительство и уединённую жизнь»; Константинопольский патриарх Герман I ссылается на «Леонтия монаха-пустынника» как на защитника халкидонитской христологии; Никифор Каллист Ксанфопул упоминает «монаха Леонтия», автора «книги [против монофизитов] в 30 частях» и последовательного оппонента Антиохийского патриарха Севира. Из сочинений Леонтия Византийского исследователи сделали вывод, что они были составлены в период, когда сформировалась севирианская ересь, получило распространение учение Галикарнасского епископа Юлиана о нетленности тела Иисуса Христа, дискутируемым было наследие Антиохийской школы (см. ст. Богословские школы древней церкви). Ссылки Леонтия Византийского на ареопагитский трактат «О Божественных именах» как на авторитетный источник вряд ли можно датировать, по мнению исследователей, существенно раньше 532 г., когда «Ареопагитики» были впервые процитированы в халкидонитских источниках («Письмо фессалоникийскому пресвитеру Фоме» Иннокентия Маронийского). Антиохия именуется Леонтием Византийским «градом Божьим» (это название ей было присвоено после землетрясения 29 ноября 528 г. и восстановления города в 529 г.). Четвёртый вселенский Собор (Халкидонский) Леонтий Византийский называет «последним из всех Соборов» (из текста исследователи сделали вывод, что Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуестийский ещё не были осуждены официально). Однако трактат Леонтия Византийского «Против несториан и евтихиан» был составлен, по мнению исследователей, не только до пятого вселенского Собора 553 г., но и до первого эдикта императора Юстиниана I Великого против «Трёх Глав» от 544 г., поскольку в текстах Леонтия Византийского не упоминаются ни Эдесский епископ Ива, ни Кирский епископ Феодорит. Таким образом, на основании сочинений Леонтия Византийского исследователи сделали вывод, что его литературная деятельность приходится на промежуток между 529 и 544 гг.

 



 
PR-CY.ru