Словарь по христианству К КАЛЬВИН ЖАН

КАЛЬВИН ЖАН

КАЛЬВИН ЖАН (1509–1564 гг.) – французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Родился в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. Дед его был простым бочаром, но отец, Жерар Ковен сумел достичь более высокого положения: занимал должности епископского секретаря, фискального прокурора и синодика соборного капитула. В детстве Жан был робким, необщительным мальчиком, однако рано стал обнаруживать редкие способности (в городской школе его считали первым учеником). Отец предназначал его к церковной карьере. Сначала Жан учился в родном городе, затем продолжил образование в коллегии Ламарш в Париже, а после получил схоластическое образование в колледже Монтегю. В эти годы он вёл тихую, уединённую жизнь, был очень религиозным и работал с усердием и усидчивостью, приводившим в изумление учителей. Но товарищи его не любили: его сдержанность, нелюдимость, строгий, нетерпимый тон и в особенности нотации, которые он позволял себе читать им по поводу их увлечений, раздражали и вызвали к нему неприязнь. Когда Жану было 14 лет, отец отправил его в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права, где Кальвин изучал и диалектику. Пока он учился в Париже, отец хлопотал об устройстве его карьеры и в 1527 г. добился для него прихода Мартевиль, где в возрасте 18 лет Жан выступал с проповедями. Но при первой возможности он снова отправился в Париж к своим любимым занятиям. Вскоре (в 1528 г.) отец, у которого испортились отношения с церковью (он рассорился с капитулом Нуайона), посоветовал Жану бросить богословие и заняться юриспруденцией. Жан послушно переехал из Парижа в Орлеан, где работал под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переехал в Бурж, привлечённый славой миланского юриста Альциати. Благодаря своему прилежанию Кальвин и здесь (как и в Париже) быстро добился успехов, читая лекции в местном университете. Под руководством Альциати Жан изучал римское право, и вскоре молодой, не по годам серьёзный пикардиец обратил на себя внимание как учителей, так и студентов (даже биографы из католического лагеря отдают дань «его живому уму, обширной памяти, способности быстро усваивать всё и особенно той поразительной ловкости, с которой он излагал на бумаге лекции и прения профессоров в изящной и подчас остроумной форме»). Уже в Орлеане он так выдвинулся из массы студентов, что на него смотрели, скорее, как на учителя, чем как на ученика, и часто в отсутствие лектора ему случалось занимать его место. Смерть отца в 1531 г. дала возможность Жану сделать свой выбор и заняться литературным творчеством в духе гуманиста Эразма Роттердамского (1469–1536 гг.), под влиянием которого он находился в тот период. Под руководством немецкого гуманиста Мельхиора Вольмара (1497–1561 гг.) Кальвин начал изучать греческий язык, классические древности и гуманитарные науки. Он бросил занятия юриспруденцией, а приверженец новых реформационных идей Вольмар, оказавший на Кальвина огромное влияние, посоветовал ему изучать теологию. Считается, что именно он впервые поставил перед пытливым юношей многие богословские вопросы, разрешая которые Кальвин в дальнейшем порвал с католичеством. Он изучает Библию, труды реформаторов, которые можно было достать, включая Мартина Лютера (1483–1546 гг.), но ещё не выходит из католической церкви, проповедуя идеи очищения церкви. В это время он не думал публично отстаивать свои взгляды и не предполагал посвятить свою жизнь реформированию церкви, а мечтал о карьере учёного-гуманиста. Окончив курс наук со степенью лиценциата, летом 1531 г. Кальвин уехал в Париж, где продолжал самостоятельное образование, получая незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 г. он опубликовал на собственные средства свой первый научный труд – комментарии к трактату римского философа и писателя Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) «О кротости». Книга имела успех, но Кальвин так и не вступил на научное поприще. В 1532 г. он получил в Орлеане докторскую степень, а с конца 1532 г. начинает склоняться к протестантизму, работает над сделанным его кузеном Оливетаном переводом Библии на французский язык. Богословские проблемы властно завладели всем его существом, так что он уже не мог отвлекаться ни на что другое. Познакомившись с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов, Кальвин читает проповеди в лавке. Многие из его друзей были знакомы с лютеранством и поддерживали его; они во многом и определили переход Кальвина в протестантизм.

 



 
PR-CY.ru