КАЛЬВИН ЖАН - Страница 9

Тем не менее, организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер. Кальвин в 1559 г. основал в Женеве университет, в котором началась подготовка протестантских теологов, в результате Женева превратилась в центр реформационного движения, куда стекались протестанты со всей Европы. Женевцы окончательно смирились с ролью жителей образцового протестантского города, претендующего на то, чтобы стать центром европейского реформационного движения. Что касается самого Кальвина, то он последние двадцать лет своей жизни являлся подлинным лидером Реформации, с необычайным прилежанием выполняя все связанные с этим высоким званием обязанности. Оценивая всю проделанную им работу, исследователи задаются вопросом: откуда в этом тщедушном и очень болезненном человеке бралось столько сил? Хотя Кальвин часто и подолгу болел, его работоспособность до самой смерти оставалась невероятной. Он добровольно взял на себя все городские дела, и Совет ничего не предпринимал без его ведома. За советами и разрешением недоразумений к нему беспрестанно обращались частные лица. На нём лежали всецело и дела церкви. Несколько раз в неделю Кальвин выступал с проповедями и (помимо них) три раза в неделю читал лекции по богословию, на которые съезжались сотни протестантских проповедников из всех стран Европы. Он председательствовал на еженедельных заседаниях консистории и конгрегации, заведовал делами благотворительности, инспектировал госпитали, богадельни т.д. Вне служебных обязанностей Кальвин также не мог считать себя свободным. Дома его ждала громадная корреспонденция из всех стран Европы: жалобы, донесения, просьбы о богословских консультациях. Кальвин отвечал на все письма без промедления. Вместе с тем он продолжал и плодотворную литературную деятельность, написав за свою жизнь целую библиотеку, состоящую из сочинений самого разного содержания: комментарии фактически ко всем книгам Священного Писания, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. После смерти Кальвина было издано большое количество его проповедей, записанных последователями, известно около 1300 писем на различные темы (большая часть писем адресована Гийому Фарелю). Около трёх тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану (1577–1648 гг.), комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому (1496–1560 гг.), а в начале своего opus magnum (главного труда) – «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I Валуа (1515–1547 гг.). Его идеи положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости, например, освобождению Нидерландов от власти испанского короля Филиппа II (1527–1598 гг.) из династии Габсбургов. Национальная пресвитерианская церковь Шотландии была основана учеником Жана Кальвина Джоном Ноксом (около 1510 – 1572 гг.), под его влиянием произошла английская революция XVII в. Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации в Великом княжестве Литовском и Польше, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским, предлагал королю Сигизмунду II Августу (1520–1572 гг.) встать во главе Реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом – регентом и воспитателем Эдуарда VI (1547–1553 гг.), а также с архиепископом Томасом Кранмером (1489–1556 гг.). Реформаторские идеи Кальвина получили широкое распространение не только в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. Последние годы Жана Кальвина, признанного главы Реформатской церкви, прошли наиболее мирно. Он переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. Беспримерный изнурительный труд подточил его слабое здоровье: в сорок лет реформатор казался уже дряхлым согбенным стариком. С 1559 г., после того, как он перенёс на ногах лихорадку, его состояние сильно ухудшилось, но он продолжал работать и читать лекции. Из-за болезни 6 февраля 1564 г. Кальвин не смог завершить свою лекцию и умер в 8 часов вечера. Жан Кальвин был похоронен без церемоний, без памятника на могиле, и вскоре место его захоронения было утеряно. После его смерти старшиной женевских церквей стал Теодор Беза (1519–1605 гг.). См. также Кальвинизм. Соч. на рус. яз.: Наставления в христианской вере. М., 1998, Т. 1–3.



 
PR-CY.ru