КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 23

Другой пример – мозаика купели баптистерия из Келибии (IV в., Музей Бардо, Тунис), обрамлённой латинскими надписями. На стенке трёхступенчатой крестообразной в плане купели изображён голубь Святого Духа, отмеченный крестом, от клюва которого исходят лучи. Композиция иллюстрирует определение Христа как «Света истинного», «Света подателя», «Солнца, просиявшего во Иордане» – распространённый мотив святоотеческой проповеди на Крещение Господне, именуемое «праздником светов» или «просвещением». Под голубем помещена монограмма Христа в форме древнеегипетского иероглифа «анх» (сrux ansata), фланкированная буквами «α» и «ω», ниже – изображение большой рыбы, символизирующей Спасителя (см. ст. «Ихтис»). К V–VI вв., в ранневизантийскую эпоху, первоначальная композиция Крещения Господня видоизменяется, и постепенно вырабатывается иконография, сохранившаяся до настоящего времени с некоторыми дополнениями и отличиями в деталях. Примером новой иконографии исследователи называют изображение Иордана в виде реки с берегами, в воды которой погружён Спаситель. Первые образцы такой иконографии сохранились в купольных мозаиках Баптистериев православных и ариан в Равенне. В Баптистерии православных (середина V в.) Христос-средовек (с бородой) стоит по пояс в воде, слева на скалистом берегу – Иоанн Креститель в короткой тунике с крестом на длинном древке в левой руке. Композиция была искажена позднейшей реставрацией – в правой руке Иоанна Крестителя появилась чаша, в то время как во всех известных ранних памятниках он изображается возлагающим руку на голову Христа. Над головой Спасителя – белый голубь. Справа в воде – фигура старца, олицетворяющего реку Иордан, а также надпись латинскими буквами: «IORDANN». Он держит стебель тростника, опираясь левой рукой на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Это изображение восходит к античным олицетворениям речного божества – таковы скульптуры Нила и Тибра в виде полулежащих мужских фигур (I в., Музеи Ватикана). В Баптистерии ариан (около 520 г.) композиция зеркально повторяет ту же сцену, отличаясь в деталях: Христос изображён безбородым, над Ним – голубь, от клюва которого исходит сноп света, справа от Него – Иоанн Креститель во власянице с посохом в левой руке, возлагающий руку на голову Спасителя. Слева – олицетворение Иордана – полуобнажённый старец с тростником в руке, опирающийся на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Миниатюру из сирийского Евангелия Раввулы 586 г. исследователи называют сокращённым вариантом той же иконографии, но без персонификации Иордана; добавлен небесный сегмент с благословляющей десницей – символом Бога Отца, возвестившего о Христе: «...Сей есть Сын Мой Возлюбленный...» (Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:22). С конца VI в. в композиции Крещения Господня вводятся изображения ангелов: на медальоне свинцовой ампулы из собора города Монца (VI в.) – ангел; в клейме на живописной крышке сирийского реликвария (VI в., Музеи Ватикана) – два ангела и две фигуры учеников Иоанна Крестителя с нимбами (Ин. 1:35).

 



 
PR-CY.ru