КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 21

Среди стихир праздника присутствуют цикл самогласнов авторства Иоанна Дамаскина для «Господи, воззвах», самогласны на хвалитех авторства Константинопольского патриарха Германа I (эти тексты зафиксированы уже в Студийско-Алексиевском Типиконе); также на литии назначается цикл самогласнов авторства Космы Маюмского, славник-самогласен авторства Феофана Начертанного. В современное последование Крещения Господня входят несколько седальнов, ипакои и светилен (отмечается уже в студийских Типиконах). По рукописям исследователям известны дополнительные песнопения Крещения Господня, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Андреем (как полагают исследователи, Критским архиепископом Андреем) без акростиха, четвёртого гласа, ирмос (начало: «Сегодня Бог») со второй песнью; анонимный канон без акростиха четвёртого гласа, ирмос (начало: «Явил днесь») со второй песнью; канон, надписанный именем Иоанна монаха, без акростиха, четвёртого гласа, ирмос (начало: «Покрывающий водами небо»). В дни предпразднства Крещения Господня поётся отпустительный тропарь четвёртого гласа – 2, 3, 4 января, отпустительный тропарь четвёртого гласа – 5 января, кондак четвёртого гласа, каноны: авторства Иосифа с алфавитным акростихом второго гласа, ирмос авторства Иосифа с алфавитным акростихом четвёртого гласа, ирмос авторства Иосифа с алфавитным акростихом плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос, канон авторства Иосифа без акростиха первого гласа, ирмос. В дни предпразднства на повечериях назначаются особые каноны в честь Крещения Господня: 2 января – трипеснец и двупеснец, 3 января – два трипеснца, 4 и 5 января – полные каноны. Аналогичный цикл канонов отмечается на повечериях в предпразднство Рождества Христова, что сближает два праздника. Кроме того, циклы канонов для повечерий предпразднства Крещения Господня и Рождества Христова соотносятся с циклом канонов Космы Маюмского для Страстной седмицы (поются на утренях): трипеснцы имеют одни и те же акростихи, все каноны построены по одним и тем же ирмосам. По рукописям исследователям также известны дополнительные песнопения для дней пред- и попразднства Крещения Господня. На предпразднство: канон с именем автора (Георгия) в богородичнах первого гласа, ирмос (начало: «Украшается днесь Церковь»), анонимный канон без акростиха первого гласа, ирмос (начало: «Захарии сын») и др. На попразднство: анонимный канон без акростиха второго гласа, ирмос (начало: «Нас ради от Девы»), анонимный канон с акростихом «Светы и свет мне Троица Всесвятая», ирмос (начало: «Свет от света») и др. Паремии праздника (всего 13 чтений: Быт 1. 1-13, Исх 14. 15-29, Исх 15. 22 - 16. 1, Нав 3. 7-17, 4 Цар 2. 4-14, 4 Цар 5. 9-14, Ис 1. 16-20, Быт 32. 2-11, Исх 2. 5-10, Суд 6. 36-40, 3 Цар 18. 30-39, 2 Цар 2. 19-22, Ис 49. 8-15), читаемые на вечерне Крещения Господня, а также Евангелие утрени – Мк 1. 9-11 и литургические чтения – Апостол Тит 2. 11 - 3. 7 и Евангелие Мф 3. 13-17 – начиная с Типикона Великой церкви IX–XI вв., Типиконов студийской эпохи и по настоящее время остаются те же. Кроме того, за богослужением на Крещение Господне и в дни пред- и попразднства, согласно древним и современным богослужебным уставам, полагались уставные чтения: 5 января на утрене – гомилия Василия Великого «Побудительная к принятию святого Крещения», в навечерие Крещения Господня – Слово Феодора Студита; на праздничной утрене – толкования Иоанна Златоуста на соответствующие места из Евангелия от Матфея и Слово «На день Светов» Григория Богослова; 7 января – его же Слово «На святое Крещение».

 



 
PR-CY.ru