КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 22

Раннехристианская иконография Крещения Господня иллюстрирует евангельский сюжет лаконично: показаны Иисус Христос, Иоанн Креститель и голубь Святого Духа. Одними из наиболее ранних считаются изображения Крещения Господня в крипте Лукины (начало III в.) и «капелле Таинств» (вторая четверть III в.) в катакомбах святого Каллиста в Риме. На плохо сохранившейся фреске в крипте Лукины представлен обнажённый юноша, которому помогает выйти из воды человек в тунике; слева вверху – летящая птица с ветвью в клюве. Исследователи трактуют изображение крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Росписи «капеллы Таинств» выполнены на белом фоне, сцена Крещения Господня помещена в центре левой от входа стены, обрамлена тонкой красно-коричневой линией. Крещаемый обнажённый Отрок без нимба, Которого идентифицируют как Иисуса Христа, стоит по колено в воде. Справа представлен муж в коротком препоясании (Иоанн Креститель), возлагающий Ему на голову правую руку. Струи воды Иордана, расплескивающиеся вокруг головы Спасителя, схематично переданы длинными мазками. Сцена Крещения Господня в росписи римских катакомб Марцеллина и Петра (первая половина IV в.) частично утрачена. От фигуры Иоанна Крестителя, стоящего справа от обнажённого отрока Христа, сохранилась только возложенная на Его голову правая рука. Выше изображён голубь, от клюва которого на Спасителя падают струи воды (лучи?), намеченные серыми линиями. Вода у ног обозначена такими же горизонтальными линиями. В клюве голубь держит ветвь. Эта деталь напоминает о голубе, который принёс Ною масличную ветвь как знак окончания потопа (ср. молитву на освящение воды: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех»). Таким образом, уже древнейшая иконография Крещения Господня подчёркивает тему очищающего воздействия воды, многообразно варьируемую в чтениях и песнопениях праздника. Ветвь – знак мира, дарованного Богом человечеству в крещении, как аналогия с голубем Ноя, использованная Тертуллианом, упоминается позднее в связи с крещением Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Иоанном Дамаскином. Композиции, аналогичные фрескам катакомб, исследователи во множестве встречают на рельефах саркофагов, на которых вода Иордана показана вытекающей из скалы. Иногда в сцену Крещения Господня на саркофагах включали мужскую фигуру со свитком в руках; исследователи считают, что это Исаия, пророчество которого упоминают евангелисты. Наряду с историческими изображениями Крещения Господня исследователи встречают и символические. Так, на саркофаге Юния Басса (359 г., Музей «Сокровищница Святого Петра», Ватикан) над арочным обрамлением композиций нижнего ряда есть сцена с двумя агнцами – один лежит, другой сверху касается его головы копытцем.

 



 
PR-CY.ru