КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - Страница 24

На резной пластине из слоновой кости с трона архиепископа Максимиана (VI в., Архиепископский музей в Равенне) Христос изображён безбородым, Иоанн Креститель облачён во власяницу и в гиматий. В сцене присутствуют два ангела с покровенными руками, а фигура, персонифицирующая Иордан, показана со спины, что буквально иллюстрирует текст Пс. 113: «...Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании персонажей и деталей, например, таких элементов иконографии, как позы и жесты, объясняется текстами службы праздника, насыщенными цитатами из псалмов. Жест Иоанна Крестителя, возлагающего руку на голову Спасителя, многократно упоминается в песнопениях праздника и отражает практику таинства крещения, описанного Тертуллианом. Спаситель изображается стоящим в воде нагим, редко – в препоясании. Нагота Христа как знак добровольного «истощания», т.е. умаления Творца до «рабия зрака» и даже до смерти, также объясняется в словах тропарей и стихир: «Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце», «Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самого покрываеши». О присутствии ангелов в момент крещения в Евангелиях не сообщается, но об этом упоминают песнопения службы: «Како обнажение Небеснии видят Ангели?», «Ужас бе видети Небеси и земли Творца, на реце обнажщагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельские дивляхуся страхом и радостию», «Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху во Иордане силы Ангельские». Склонённые фигуры ангелов и их покровенные в знак почтения к святыне руки указывают на то, что они являются восприемниками при таинстве крещения (эту роль в древней церкви иногда играли диаконы и диакониссы). В средневизантийский период иконография Крещения Господня обогащается ещё несколькими деталями. На берегу рядом с Иоанном Крестителем изображается дерево с прислонённой к нему секирой: на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас в Греции (1030–1040 гг.), на иконе-тетраптихе из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XII в.), на мозаике Палатинской капеллы в Палермо на острове Сицилия (около 1146 – 1151 гг.) и др. Эти предметы иллюстрируют слова проповеди Иоанна Крестителя, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10; Лк. 3:9). В воде рядом со Христом или на берегу изображается крест на колонне: на миниатюре в Минологии Василия II (первая четверть XI в.); на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас; на иконе-эпистилии из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XI в.); на миниатюре из Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне (XI в.).

 



 
PR-CY.ru