КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 188

Отмечая, что церковь не почитает в качестве святых лиц, относительно безупречности учения которых существуют сомнения, даже если они имеют заслуги перед церковью и пользуются уважением, папа Бенедикт XIV заключал, что почитание Климента Александрийского как святого и включение его имени в «Римский Мартиролог» невозможно. Решение папы Бенедикта XIV положило конец спорам внутри католической церкви о святости Климента Александрийского; при этом связанные с проблемой корректной богословской интерпретации идей Климента Александрийского дискуссии теологов, неоднократно возникавшие в XVII–XIX вв., во многом задали основные направления научного изучения богословских и философских взглядов Климента Александрийского, начавшегося в XIX в. В русской богословской и патристической науке сочинения Климента Александрийского стали предметом внимания с середины XIX в. Признавая, что отдельные мнения Климента Александрийского были отвергнуты православной церковью в процессе исторического развития богословского учения христианства, русские исследователи, однако, стремились продемонстрировать внутреннюю принадлежность Климента Александрийского к православной церковной традиции и выразить его мировоззрение традиционным языком православного богословия. Точную обобщающую характеристику взглядов Климента Александрийского и оценку их соотношения с православным вероучением предложил архиепископ Филарет (Гумилевский) в сочинении «Историческое учение об отцах Церкви». Отмечая, что во всех богословских рассуждениях Климент Александрийский стремился поставить знание и образование на службу христианской истине, архиепископ Филарет (Гумилевский) замечал: «Климент любил философию для того, чтобы служить ею небесной истине; но, увлекаемый своим направлением, иногда указывал там истину Христову у философов и поэтов, где её нет, указывал ведение там, где были только ошибки». Схожие оценки повторялись и в последующих работах русских учёных, подчёркивавших историческую и идейную важность для развития христианского богословия желания Климента Александрийского гармонично соединить разум и веру; по словам Н.И. Сагарды, Климент Александрийский «дал такую формулировку решению вопроса об отношении между верой и знанием, которая сделалась аксиомой для церковной науки». При этом подлинно христианский характер богословия Климента Александрийского мн. исследователи усматривали в том, что к учению о гностическом знании он присоединил учение о христианской любви, без деятельного возрастания которой невозможно и возрастание знания; изображая истинного гностика, Климент Александрийский предлагал не только интеллектуальный, но и нравственный идеал, призывая к уподоблению Богу, явившему в Боговоплощении образ совершенного человека.



 
PR-CY.ru