КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 185

Таким образом, на основании источников, содержащих сведения о рецепции Клименту Александрийскому восточными отцами церкви и церковными писателями, исследователи готовы сделать следующие выводы: 1) сочинения Климента Александрийского были известны многим греческим церковным писателям, однако значительной популярности после IV в. не имели; хотя определяющего влияния на кого-либо из отцов церкви взгляды Климента Александрийского не оказали, отдельные его методологические и богословские идеи получили рецепцию в Восточной церкви и стали частью церковного Предания; 2) православие учения Климента Александрийского не подвергалось сомнению никем из восточных отцов церкви, кроме Константинопольского патриарха Фотия; при этом и он осуждал лишь отдельные мнения Климента Александрийского, но не его лично; 3) по отношению к Клименту Александрийскому употреблялись различные хвалебные эпитеты, свидетельствующие об уважительном отношении к нему как к богослову и церковному учителю; вместе с тем церковные писатели не использовали применительно к нему слово «святой», которое могло бы подтвердить наличие его общецерковного почитания; 4) в источниках нет сведений о литургическом почитании Климента Александрийского в Восточной церкви; с его именем не связаны какие-либо агиографические, гимнографические или иконографические памятники. В Западной церкви первым церковным писателем, упоминавшим Климента Александрийского, был Иероним Стридонский; основные сведения были заимствованы им у епископа Евсевия Кесарийского, однако он был знаком и с некоторыми сочинениями Климента Александрийского, в том числе с «Очерками». Руфин Аквилейский упоминал о Клименте Александрийском в контексте защиты предположения о том, что сочинения Оригена были интерполированы еретиками; в качестве примера ещё одной интерполяции он указывал на сочинения Климента Александрийского, отмечая, что в них можно встретить высказывания о тварности Сына; согласно мнению Руфина Аквилейского (исторически несостоятельному), исследователи не могут допустить, что такие суждения высказал Климент Александрийский, муж выдающейся образованности и исключительного правоверия. Иероним Стридонский в ответе Руфину Аквилейскому предложил иное объяснение; по его мнению, александрийские богословы могли в чём-то ошибаться и где-то допускать неосторожные выражения, не представлявшие опасности для веры до того, как ими стали пользоваться еретики. Сведения о том, были ли известны сочинения Климентаа Александрийского в Западной церкви в IV–V вв., отсутствуют; по мнению некоторых учёных; следы знакомства с «Увещеванием к язычникам» могут быть обнаружены в сочинении «Против язычников» Арнобия Старшего и у Юлия Фирмика. В VI в. Кассиодор после знакомства с «Очерками» Климента Александрийского распорядился подготовить латинское изложение части сочинения, устранив все неточные и соблазнительные места (хотя подобная оценка свидетельствует, что уже в это время богословский язык Климента Александрийского был малопонятен латинским писателям, сам факт заказа перевода говорит об интересе к богословским идеям Климента Александрийского).

 



 
PR-CY.ru