КРАСНОЖЕН Михаил Егорович - Страница 10

М.Е. Красножен подробно описывает освящающую власть церкви на примере брака и препятствий к нему, форм заключения и расторжения. Он показывает положение приходского, военного, придворного и посольского духовенства, церковных братств и попечительств, старост. Отражает положение инославных церквей в России. Завершается работа описанием церковно-имущественного права. В заключении М.Е. Красножен указывает, что «Церковь представляет собою совершенно самостоятельный организм, отличный от государства и по преследуемым задачам, и по самым способам их осуществления. Она имеет свои законы, отличные от законов государства, самостоятельную организацию, своё собственное управление, свой суд. Она не сливается с государством и может жить по своим нормам, даже без признания таковых со стороны государства». Церковное право существует параллельно государственному законодательству. Церковь земная непосредственно взаимодействует с государством. Их отношения не должны быть основаны ни на господстве, ни на подчинении. По мнению М.Е. Красножена, между церковью и государством должен быть тесный союз «взаимного соподчинения, основанный на идее равенства…, взаимной солидарности». Государство охраняет права церкви, даёт санкцию её уставам и правилам и определяет внешнеправовое положение церкви, при этом оно не должно вмешиваться в её внутренние дела. Церковь, в свою очередь, воспитывает в членах государства те основы христианской веры и нравственности, без которых немыслимо благоустроенное государство и которые легли в основу всей европейской цивилизации. «В этом согласном взаимодействии, в этом союзе Церкви и государства содержится наивернейший залог усовершенствования человеческого общества и достижение каждым человеком его высшего назначения». М.Е. Красножен – автор многочисленных рецензий (на сочинения протоиерея Александра Петровича Рождественского, Ильи Степановича Бердникова, Михаила Михайловича Абрашкевича, Вячеслава Михайловича Грибовского, Павла Дмитриевича Лапина, Евгения Вячеславовича Петухова, Василия Алексеевича Боброва и др.), в целом доброжелательных и преимущественно излагающих основные положения рецензируемых сочинений. В «Византийском временнике» разместил рецензии на работы Александра Ивановича Алмазова «К истории византийской отреченной письменности: Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры», «Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского» и «Неизданные ответы Константинопольского патриарха Луки Хризоверга и митрополита Родосского Нила», «Проклятие преступника псалмами»; Василия Александровича Соколова «Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном греческом Востоке». М.Е. Красножен был известен и как библиограф, принимал участие в труде профессора Ивана Ивановича Янжула «Книга о книгах: Толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знаний» (М., 1892 г.), напечатал множество библиографических статей, указатели литературы по церковному праву. М.Е. Красножен – автор некрологов профессорам-коллегам Алексею Степановичу Павлову, Антону Семёновичу Будиловичу, Адаму Францевичу Зачинскому, Илье Степановичу Бердникову. Так, в трёх изданиях, посвящённых А.С. Павлову, он с благодарностью подчёркивал, что является его учеником, характеризовал учёного как «жреца науки, всецело ей преданного», разместил в приложении к некрологу библиографию его печатных трудов из 62 наименований. Подробные очерки с приложением библиографии посвятил М.Е. Красножен и А.С. Будиловичу.



 
PR-CY.ru