КРАСНОЖЕН Михаил Егорович - Страница 9

По мнению исследователей, обобщающий характер имеет учебник М.Е. Красножена по церковному праву, который издавался под различными названиями и не потерял значения в настоящее время; учебник отличается привлечением значительного числа источников и одновременно ясностью и доступностью изложения. М.Е. Красножен отмечает универсальный характер христианства, которое указывает, каким образом достигнуть высших религиозно-нравственных целей через религиозный союз – церковь. Это – видимый, внешний, а не только духовный союз, который имеет свои организацию и руководство. «Совокупность норм, по которым живёт и которыми управляется в своей деятельности Церковь, составляет церковное или каноническое право». Каноническое право соотносится, прежде всего, с богословской и юридической сферами знания и включает внешнее право (источники церковного права, отношение церкви к государству и другим религиозным союзам) и внутреннее право (церковное устройство и управление). В историческом очерке церковного права М.Е. Красножен отмечает, что в отличие от Византии и Запада в России оно имеет недавнюю историю; например, на юридических факультетах университетов как отдельная от богословия наука церковное право стало преподаваться только по уставу 1863 г. М.Е. Красножен останавливается на источниках церковного права – общих и особых (правила Соборов и святых апостолов, послания отцов церкви, канонические и церковно-гражданские сборники постановлений по делам церкви, покаянные Номоканоны, начиная с «Номоканона патриарха Иоанна Постника»), а также на церковном праве инославных конфессий. Отдельно М.Е. Красножен рассматривает источники церковного права в России, начиная с заимствованных от греков Номоканонов и заканчивая местными памятниками церковного и государственного законодательства, не сведенными воедино. Первая часть учебника («Внешнее право Церкви») начинается с главы «Церковь и государство», где вопрос их отношений рассматривается в исторической перспективе. «Сочетание, взаимную связь» церкви и государства М.Е. Красножен видит в том, что «всё, что составляет предмет внутренней жизни, – входит в область Церкви, а все внешние проявления… в область государства». Далее М.Е. Красножен останавливается на отношении церкви к другим христианским вероисповеданиям (Римско-католической, евангелическо-лютеранской и армяно-григорианской церквам). В России при наличии господствующей религии другим обществам предоставляется право свободного публичного исповедания. Во второй части («Внутреннее право Церкви») М.Е. Красножен пишет об устройстве церкви, о вступлении в неё, о составе церковного общества, о правах и обязанностях мирян, монашествующих и священнослужителей, об органах церковной власти и их функциях. Он выделяет единоличные (митрополиты, патриархи и т.д.) и коллегиальные (Соборы епископов) органы высшего управления в поместных автокефальных церквах и подробно представляет их на российском материале, отдельно рассматривая Святейший Синод, его происхождение, устройство и власть (законодательную, административную, духовно-судебную), а также функции обер-прокурора, представителя государственной власти в Синоде, и синодальных учреждений. В церковной власти М.Е. Красножен выделяет три аспекта: церковно-судебный, учительный и освящающий. Рассматривает компетенции церковного суда, в том числе по делам гражданским, специфику церковных наказаний для мирян и для клириков. Описывает способы преподания вероучения (миссия, проповедь, организация церковных учебных заведений и преподавание Закона Божия).

 



 
PR-CY.ru