КЕЛЬЯ - Страница 13

По словам Иоанна Лествичника, как бы ни был велик подвиг пребывания в келье и терпения телесных и духовных трудностей, ещё большим подвигом является способность сохранять среди молвы и шума «неподвижное сердце» и, внешне пребывая в обществе людей, внутренне оставаться наедине с Богом. Испытания подстерегают инока не только вне, но и внутри кельи. Более того, по мнению преподобного Варсонофия Великого, без искушений и скорбей пребывание в келье не принесёт пользы. Нахождению в келье препятствуют как обычные слабости человеческой природы, так и собственные страсти вкупе с нападениями демонов. Выдержать безвыходное пребывание в келье чрезвычайно тяжело, это под силу лишь очень терпеливым людям: «Терпеливый муж прежде смерти умер, келью сделав для себя гробом». Дьявол также всячески старается выгнать монаха из кельи. Он внушает различные помыслы, смысл которых в одном – выйти из кельи или уйти совсем под любым предлогом. Однако опытный аскет отвергает прилоги именем Божьим: «Один старец рассказал нам следующее об авве Стефане, пресвитере лавры Илиотской. Однажды сидел он в своей келье и дьявол внушил ему мысль: “Уйди отсюда, здесь ты не получишь пользы”. “Не послушаюсь тебя, – отвечал старец, – я знаю, кто ты. Ты не хочешь видеть спасения кого-либо, но Христос, Сын Бога живого, сокрушит тебя”». Монаху, который ещё не в силах распознавать помыслы на ранней стадии их появления, Варсонофий Великий советует: «Старайся… для ничтожных дел не выходить из кельи, ибо это демонская хитрость». В келье дьявол нападает на монаха в снах и видениях, стремясь запугать подвижника, ввести его в грех или свести с ума: «...Ночью… они (отшельники) окружаются плотоядными зверями, вокруг них копошатся змеи, [а порой] их [беспощадно] сбрасывают с высоких гор. Бывает, что и когда они просыпаются, то [видят себя] окружёнными теми же самыми зверями, а келью свою – охваченной пламенем и покрытой дымом». Увидев это, подвижник приходит в смятение, следствием которого может стать умопомешательство. Среди наиболее тягостных помыслов, мешающих «сидеть» в келье, св. отцы называют уныние, вместе с которым приходит отвращение к келье, и возникает навязчивое желание выйти. Из восьми главных грехов уныние преподобный Иоанн Лествичник называет тягчайшим. В борьбе с ним обнаруживаются настоящие подвижники. Отшельника уныние преследует непрестанно: «...До кончины его всякий день будет бороть его». Это – «полуденный бес», упомянутый в псалмах (Пс. 90:6).

 



 
PR-CY.ru