КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 9

Особенностью неоавгустинианского учения о бытии исследователи называют утверждение об однородности его форм. Если в учении о бытии томисты исходят из аналогии бога и мира, то неоагустинисты полагают, что более правильным будет обозначить отношения Бога и мира термином однородности, тождественности, единосущности (франц. univocite). Вводя понятие однородности бытия, неоавгустинисты снимают границу между Богом и человеком и тем самым пытаются доказать возможность их непосредственного общения. Важную роль в обосновании теистического миропонимания играет идея креационизма. Эту идею в неоавгустинистской системе призван обосновать тезис о «бытии-акте» – некоем мистическом действии, направленном как на самого себя, так и на все остальное. Главной в неоавгустинианской трактовке акта является идея непрерывного, бесконечного творения. Бесконечный творческий акт реализуется в двух формах: творении реальности и существовании. Реальность в неоавгустинизме наделена всеми характеристиками метафизического понимания материи. Она есть данное, пассивна. Выдвигая тезис о производности реальности от «бытия-акта», неоавгустинисты пытаются протащить библейскую версию о сотворении мира Богом. Главное внимание неоавгустинисты уделяют человеку, его «существованию». Здесь они проводят общую для большинства религиозно-философских учений концепцию о двойственной природе человека. В соответствии с этой концепцией существование понимается как двойственное состояние, находящееся в зависимости от бытия и реальности. Бытие служит источником и целью существования. Но реальность мешает существованию с ним слиться. В то же время реальность оказывается необходимым компонентом в становлении существования. Учение о существовании служит переходным мостом от онтологии к антропологии. «Философия действия» М. Блонделя и его последователей во многом сходна с христианским спиритуализмом и другими школами неоавгустинизма. Отличительной особенностью этой школы исследователи называют стремление к более тесному «сотрудничеству» с теологией, а также использование идей бергсонизма и прагматизма. Блонделисты предприняли попытку создания стройной системы оправдания и защиты религиозной веры, в которой пытались объединить методы воздействия современной идеалистической философии и традиционной апологетики. Возможность использования философии в апологетических целях заложена, по их мнению, в том, что имеется ряд пограничных проблем, которые одновременно входят в сферу интересов философии и религии. Такими проблемами, на их взгляд, являются проблемы человека, которые философия своими средствами решить не может и поэтому вынуждена вступать в диалог с религией. Для решения пограничных вопросов блонделисты предлагают создать особую науку – «философскую апологетику», которая призвана разрабатывать два пути приобщения к вере: внутренний (философский) и внешний (теологический). Философский метод должен предрасположить человека к восприятию религиозных догм, теологический – разъяснить основные положения религии, сделать их внутренними убеждениями человека. М. Блондель стремится представить христианство как динамичное учение, способствующее включению человека в активное освоение и преобразование мира. «Быть – значит действовать», – утверждает он. Через действие человек вступает в контакт с внешним миром, преобразует его, создавая материальную и духовную культуру. Но М. Блондель мистифицирует это понятие. Главное в действии для него не процесс, направленный на преобразование действительности, а духовная деятельность, акт выбора, принятие решения без достаточного логического осмысления. Величие и красота действия, по мнению М. Блонделя, заключаются в том, что оно есть порыв, посредством которого человек пытается превзойти собственное несовершенство. Рассматривая различные формы деятельности, М. Блондель пытается доказать, что каждая из них определяется трансцендентной силой. Таким образом, «философия действия» подготавливает человека к усвоению истин откровения. В тот момент, когда человек, по М. Блонделю, поймёт, что весь его духовный мир, его взаимоотношения с другими людьми находятся в зависимости от его отношения к Богу, он осознает необходимость полного усвоения истин веры. Одновременное использование средств философии и теологии позволяет блонделистам, с одной стороны, избежать субъективизма в трактовке религиозных вопросов, а с другой – поднять влияние церкви и укрепить её авторитет.

 



 
PR-CY.ru