КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 2

Современный неотомизм выступает в настоящее время преимущественно как «ассимилирующий неотомизм», т.е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Современный неотомизм – это философия, которая, осуждая некоторые идеалистические концепции, тем не менее, включает в свою систему их положения. Критикуя иррационализм, неотомизм заимствовал его основные посылки; выступая против фидеизма, идёт по пути фидеистского извращения разума и науки. Отрицая идеализм (субъективный), объявляя себя «реализмом», неотомизм всё же остаётся откровенно теологическим, идеалистическим течением. Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и знания. Согласно этому учению, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них – наука, она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление «непосредственных», ближайших причин, дальше которых наука не идёт. Философия – более высокая ступень рационального познания. Она, в понимании томистов, является учением о бытии. Учение о бытии составляет сущность каждой вещи, служит источником её дальнейших превращений, а также основой причинных связей вплоть до «абсолютно первой» причины. Главной задачей философии должно быть не познание окружающей действительности, а познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Рациональное знание «ценно», утверждают томисты, поскольку позволяет более полно понять истины Откровения. Посредством «света разума» неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бога, бессмертие души. Но, согласно неотомизму, есть догматы, при постижении которых обнаруживается «ограниченность», «поверхностность» философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путём божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере. Понимание томистами взаимоотношения науки и философии, с одной стороны, и теологии – с другой, тесно связано с их трактовкой взаимоотношения веры и знания. Выдвинутый Фомой Аквинским принцип «гармонии» веры и разума сводится к следующему; истины веры не могут противоречить истинам разума, поскольку Бог является творцом и Откровения, и разума. Противоречить же себе Бог не может. Учение томизма о «гармонии» веры и разума претендует на некий «новый рационализм», официально оно даже выступает против иррационализма. Однако этот «рационализм» фактически является псевдорационализмом. В основе неотомизма лежит иррациональная вера в сверхъестественное. Наука и философия рассматриваются как вспомогательные дисциплины. Ответ на любой философский вопрос, считают неотомисты, может дать только религия. Главным в философии неотомизма является онтология. Её предмет и основная категория – «бытие».

 



 
PR-CY.ru