КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 8

Отказ от рассмотрения человека как объекта обусловливает перемещение оси с познавательного отношения между субъектом и объектом на эмоциональное. С этой целью неоавгустинисты требуют расширения рамок познания и признания в качестве адекватного способа постижения личности экзистенциального опыта. Специфика познания в экзистенциальном опыте раскрывается через понятия «таинство», «вовлечение», «вера». Такой постановкой вопроса неоавгустинисты не только подчёркивают преимущества эмоционального познания, но и формулируют один из важнейших принципов своего подхода к действительности – «стремление соединить гносеологические и нравственные мотивы, пути к истине и пути к добру». Истинное познание, с точки зрения неоавгустинистов, неотделимо от моральной ответственности за интерпретацию мира, в значительной степени определяющую его облик. Но когда неоавгустинисты говорят о познании мира, они понимают под этим не познание объективного мира, а интерпретацию в моральном плане личностного существования. Таким подходом, по их мнению, располагает только философия. Она представляется неоавгустинистам как продукт индивидуального творчества мыслителя, посредством которого он выражает, прежде всего, свою личность, а не некое объективное содержание, оцениваемое с помощью логических критериев. Каждая личность создаёт свою философию. Сколько личностей, столько может быть и философских истин. По словам Жана Лакруа, каждая система имеет право на существование, «ибо является... средством через познание быть и существовать». Следовательно, философия неоавгустинистов сводится к самоанализу, саморефлексии личности. При этом исследователи определяют неоавгустинизм как разновидность субъективного идеализма, выводящего основные религиозные понятия из самосознания личности и, таким образом, отрицающего наличие в них объективного содержания. Бог постулируется в качестве основы внутреннего мира человека. Противопоставление двух миров нашло отражение в гносеологии Г. Марселя в виде антитезы «проблемы» и «таинства». К «проблеме» относится мир науки, всё то, что лишено субъективности; «таинство» определяется как сфера, в которой снимается грань между субъектом и объектом и происходит непосредственное проникновение в действительность. Тождество субъекта и объекта осуществляется, по мнению Г. Марселя, в богопознании; оно совершается в процессе непосредственного общения Бога и человека. В свою очередь, мистическое общение с трансцендентным Богом позволяет преодолеть одиночество человека в современном мире, ослабить зависимость отдельного индивида от порабощающих его общественных отношений. Отношения Бога и человека неоавгустинисты считают центральной проблемой философии. Они утверждают, что погружение в недра собственного «Я» создаёт пропасть между личностью и миром, конкретным существованием человека и бытием в целом. Чтобы избежать этого дуализма, необходимо, по их мнению, объединяющее начало, которым может быть только Бог. В основе неоавгустинианской онтологии лежит «фундаментальный опыт», некая первоначальная, ничем не детерминируемая интуиция. Благодаря интуиции человек осознаёт себя связанным с чем-то общеобязательным, превосходящим его и обнаруживает присутствие бытия. Это «бытие» наделяется всеми атрибутами христианского Бога: вездесущностью, неизменностью, бестелесностью, индивидуальностью и т.д.

 



 
PR-CY.ru