КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 4

Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров «чистых духов» – ангелов. Согласно томистскому гилеморфизму, человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа – это форма, определяющая бытие человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация. Данная человеку, она принадлежит Богу. Но как соотносится бытие Бога с сотворённым им бытием? Этот вопрос томисты решают посредством признания аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой, но и не противоположной природой, они суть аналогии. По свойствам всякого бытия можно составить определённое представление о свойствах Бога. В действительности они произвольно, априорно переносят абсолютизированные свойства человека на Бога. Затем на всякое бытие, на конечные «сотворённые» вещи «по аналогии» переносятся полученные таким образом атрибуты Бога. Несмотря на то что раскрытие любой категории томистской онтологии имеет целью обоснование бытия Бога, неотомисты, не останавливаясь на этом, считают важной частью своего учения специальные «доказательства» существования Бога. Они повторяют аргументы, выдвинутые ещё Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию неподвижного перводвигателя; от причинной обусловленности каждой вещи к наличию первопричины; от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа – источника этой целесообразности. Томисты утверждают, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма не иначе как реализмом. Основанием для этого является признание неотомизмом существования независимой от человека реальности и возможности её познания, а также критика субъективно-идеалистического понимания процесса познания. «Томистский реализм, – пишет И. Бохенский, – учит, что человеческое познание заключается не в создании субъекта, не в сотворении того, что человек познаёт, а в восприятии действительности, существующей вне сознания человека и независимо от него». Наиболее радикально настроенные томисты даже утверждают, что их гносеология по своему характеру и методологическим принципам близка марксистской теории познания. В действительности же за наукообразными положениями неотомистской гносеологии кроется идеалистическое решение всех основополагающих проблем теории познания. Признание объективной реальности действительно является исходной посылкой теории познания неотомизма, но в ней чётко разграничивается сфера естественного и сверхъестественного. Формально неотомизм не отрицает значения опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным путём у человека вырабатываются элементарные понятия. Но опыт не даёт знания нематериальной сущности вещей, которая и является предметом познания неотомизма. Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Но что понимается под субъектом и объектом?

 



 
PR-CY.ru