КИНГСЛИ Чарлз - Страница 7

Богу угоден блудный сын, осознавший свои проступки и добровольно покорившийся Отцу. «Если он вернётся..., то будет прощён». В то же время не каждому верующему даруется познание божественных истин. Чарлз Кингсли полагал, что Господь различает людей религиозных и благочестивых. Критерием «ложной религиозности» для него было следующее положение: когда люди мало думают о Боге, но постоянно говорят о религии. Разъясняя его, он писал, что те, кто говорят о религии, как правило, имеют в виду всех людей. Благочестивый человек, размышляющий о Боге, пытается разобраться, в первую очередь, в себе. Только от Бога зависит, насколько талантливым родится ребёнок. Однако для Чарлза Кингсли способности к науке и искусствам вовсе не являются истинными дарами Господа, ибо любой человек при определенном усердии может достичь многого в этих областях. Настоящие дары Господа – это «сила и мужество, мудрость и благоразумие, ясный, мощный ум, физическая красота, любовь, великодушие и сострадание». Чарлз Кингсли уделял большое внимание человеку и устройству общества. Он считал, что людям изначально свойственны коллективные действия в определённых обстоятельствах: например, и варвары, и христиане инстинктивно стараются молиться вместе. Он различал несколько уровней коллективизма: семья, приход и национальная церковь. Уверенность Чарлза Кингсли в существовании истинного человеческого братства и взаимопомощи привели его к осознанию необходимости социальных реформ. Он очень высоко ценил нравственные нормы и полагал, что главным смыслом пребывания человека на земле является добродетель («...человек предназначен не для партий, положения в обществе, способностей, обязанностей, а для праведной жизни»). Сила человека заключается в совершении добрых дел, в страдании за них, но не в отмщении злом за зло. Он требовал от церкви активной социальной политики, участия в образовательных программах и сострадания к простым людям. «Христианство в нашем XIX в. становится холодным и беспомощным, отрекаясь от своей социальной роли, т.е. отмежёвываясь от социализма, заключая себя в четырёх стенах часовен и храмов и отказываясь смело вступить в мир для победы и утверждения божеских начал в торговле и промышленности, в каждом акте повседневной жизни». С точки зрения Чарлза Кингсли, Бог повелел людям трудиться над совершенствованием реального мира, а не избегать его. Чарлз Кингсли определил социализм как «науку человеческого партнерства и закон социального управления» и считал необходимым «социализировать христианство» ради его же спасения. Для него быть истинным христианином означало принять «социализм, свободу, равенство и братство» при полном подчинении Всевышнему. Таким образом, социализм – понятие, равноценное, например, свободе, не воспринимался Чарлзом Кингсли в качестве отдельного учения. Для него церковь – это воплощение братства и равенства перед Богом. Он полагал, что если отношения в промышленности и торговле будут покоиться на христианских заповедях, то в обществе воцарится гармония. По воспоминаниям современников, Чарлз Кингсли и в частной жизни следовал принципам, которые он проповедовал. На его могильной плите выгравированы слова: «Любили, любим да в любви пребудем», определявшие главный принцип его жизни.



 
PR-CY.ru