КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ - Страница 9

Во время гонений на старообрядцев в конце XVII – первой половины XVIII вв. часть староверов переселилась из курских пределов на Ветку в Речь Посполитую. В 1756 г. в Белгородской губернии (включавшей в то время курские земли) число «записных раскольников» составило 291 человек. Процесс либерализации вероисповедной политики, начавшийся в 1761 г. и продолжавшийся до 1820 гг., позволил курскому старообрядчеству укрепиться. В 1812 г. комиссия из Санкт-Петербурга насчитала в Курской губернии 8776 «ревнителей старины», признав неполноту своих сведений и констатировав, что Курская губерния «принадлежит к числу мест, где раскол имеет значительное распространение». Особенно крепкими позиции «старой веры» оставались в Рыльске. В 1826 г. там насчитывалось больше сотни купеческих и мещанских дворов, которые никогда не обращались к православным священнослужителям и имели собственную часовню. Больше 500 сторонников «древнего благочестия» и, по крайней мере, пять моленных было в Курске. Среди староверов было немало представителей известных купеческих династий – Титовых, Голиковых, Сыромятниковых и др. В 1810 г. часть из них изъявила желание перейти в единоверие, и к 1812 г. в Курске была построена единоверческая Успенская церковь. Весьма заметным явлением было старообрядчество и в других районах Курского края. По официальным сведениям, в 1812 г. в Льговском уезде проживало полторы тысячи староверов (во Льгове было 50 купцов); в Фатежском уезде – 2 тыс. (в 33 деревнях и сёлах). В начале XIX в. в населённых пунктах губернии было построено около 20 старообрядческих часовен, в Обоянском уезде появился старообрядческий скит. Большинство курских староверов в первой половине XIX в. принадлежали к беглопоповцам (ветковцам), около 40% были беспоповцами (преимущественно поморцами). В годы царствования императора Николая I мероприятия по борьбе с «расколом» возобновились, но большого успеха в Курской губернии не имели: число «записных» старообрядцев здесь выросло и к 1856 г. составило 16 530 человек. В «Курских епархиальных ведомостях» в 1872 г. отмечалось, что старообрядцев в крае «много более», поскольку «в Курской епархии есть города, население которых состоит более чем наполовину из раскольников, и целые слободы». Период после выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) стал временем расцвета курского старообрядчества. Было зарегистрировано 13 старообрядческих общин: три в Рыльском уезде, по две общины в Обоянском, Льговском, Дмитриевском и Фатежском уездах, по одной общине в Курском и Щигровском уездах. Восемь общин были поповскими (пять беглопоповских, три Белокринцкой иерархии) и пять – беспоповскими. В губернии построили несколько больших старообрядческих храмов: во Льгове, Обояни, в сёлах Ивановском (Льговский уезд) и Воробьёвка (Щигровский уезд, ныне Золотухинский район). За десятилетний период во всех крупных старообрядческих населённых пунктах губернии появилось больше 20 молитвенных помещений.

 



 
PR-CY.ru