КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ - Страница 8

В селе Ендовище Конышевского района действовала группа под руководством монахини Серафимы, называвшей себя родственницей царской семьи; за поддержку этой группы в 1947 г. был снят с регистрации настоятель местной церкви Поликарп Преображенский. В селе Нижне-Гурово Советского района организовалась катакомбная община из бывших монахинь, которую окормлял местный священник Введенский, в 1946 г. арестованный за «антисоветские выступления». За сотрудничество с катакомбниками в 1946 г. были арестованы также священник Иван Мартынов из села Богатого Ивнянского района, незарегистрированные клирики: священник Лука Рыжков из села Сула Большесолдатского района, священник Ширин из села Засеймье Мантуровского района. За незаконное служение в частном доме в селе Топлинка Белгородского района в 1947 г. арестовали заштатного священника Соколова, которого также причисляли к истинно православному подполью. В селе Бобрышево Кривцовского района, по данным уполномоченного, в конце 1940 гг. действовали хлысты, которые маскировались под истинно православных христиан. В 1960–1961 гг. органы госбезопасности разгромили 15 наиболее крупных общин истинно православных христиан в Больше-Троицком и Корочанском районах. Несмотря на это, в регионе остались отдельные группы катакомбников, большинство которых в 1990 гг. влилось в общины Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). В мае 1991 г. была зарегистрирована первая община РПЦЗ в регионе – Троицкий приход в Курске. После смерти в 1998 г. её настоятеля Льва Лебедева, благочинного Курско-Белгородского округа РПЦЗ, приходы в Курске, Рыльске и Обояни распались. Зарегистрированный в 1997 г. в юрисдикции Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ Рождество-Богородичный приход в Курске в 2000 г. перешёл в юрисдикцию бывшего митрополита Виталия (Устинова; РПЦЗ(В)). После отделения в 2002 г. от РПЦЗ(В) Одесско-Тамбовского архиепископа Лазаря (Журбенко) к нему примкнула часть курских катакомбников, в 2003 г. они зарегистрировали в Курске Свято-Троицкий приход Одесской епархии Русской истинно-православной церкви. Старообрядчество появилось на территории Курской области во второй половине XVII в. Курско-белгородские земли были в то время российским «порубежьем», контроль властей над жизнью населения был здесь относительно слабым. Между 1658 и 1662 гг. сторонники старого обряда во главе с Иовом Льговским (Лихачёвым Иваном Тимофеевичем), придя из Центральную России «во область града Рыльска на место, зовомо Льговские горы» (современный Льговский район), создали монастырь во имя великомученика Димитрия Солунского. Приверженность к «древнему православию» в первые десятилетия церковного раскола проявляли жители Рыльска, в том числе иноки Рыльского во имя Николя Чудотворца монастыря. В 1683 г. старообрядчество стало заметным явлением в жизни Курска: сюда были сосланы 600 стрельцов-старообрядцев с семьями. С того времени часть Курска, где поселили сосланных (Стрелецкая слобода), стала центром «старой веры» в городе: там устраивали молитвенные дома, неподалёку располагалось старообрядческое кладбище. На территории Курского и Обоянского уездов оказалось, по меньшей мере, восемь старообрядческих сёл. Местные православные священнослужители до 1760 гг. сообщали о том, что их прихожане продолжают креститься «двуперстно», держат в домах старые иконы, почитают восьмиконечный крест и т.п.

 



 
PR-CY.ru