КСЕНОФОНТА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 16

Местные иконы (около 1609 г.) – на каждой доске образ, сидящий на престоле: Богоматерь с Младенцем, Христос, великомученик Георгий, великомученик Димитрий – представляют собой, по мнению исследователей, упрощённый вариант иконописи критской школы. Живописный резной крест с изображением Распятия (1679 г.) и отдельными иконами в орнаментальных рамах (липера) с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом над иконостасом повторяют образцы XVI в. Резной орнамент по краям креста, завершения рукавов в виде крупных квадрифолиев восходят к готическим образцам резьбы и книжной иллюминации. К числу произведений местных или солунских мастерских исследователи относят большинство икон середины – второй половины XVII в., например, образ Пантократора на престоле и стоящих рядом св. Иоанна Предтечи и преподобного Антония Великого; двухчастные иконы «Введение Пресвятой Богородицы во храм, со святыми Георгием и Артемием», «Христос Пантократор и Сретение Господне», «Чудо Георгия о змии» из монастырского парекклисиона во имя праведного Лазаря, «Богоматерь с Младенцем на троне и ангелами». К числу подписных икон исследователи относят тронный образ святителя Виссариона, митрополита Ларисского, «руки Георгия, иерея города Арты» (1640 г.). Среди икон, соединяющих западные и византийские образцы, – «Муж скорби», в которой облик мёртвого Спасителя восходит к образцам XV в. и к византийским образам предстоящих у Распятия – обнимающая Христа Богоматерь и плачущий апостол Иоанн. К числу уникальных памятников местного почитания исследователи относят икону преподобного Ксенофонта, с избранными святыми (XVIII в.), работы местной мастерской. Она представляет образ святого, жившего в VI в., с которым афонское предание связывало основание монастыря, и его спутников: женщину и двух молодых иноков (все они в аналавах). Памятниками афонско-русских связей исследователи называют две иконы со славянскими надписями, созданные в стиле московской школы иконописания середины (не позднее 1560 гг.) XVI в.: Нерукотворный образ Спасителя и икона «Достойно есть», почти точное воспроизведение последнего из клейм четырёхчастной иконы этого извода из Успенского собора Московского Кремля (1560–1570 гг.) – с иллюстрацией стиха «Без истления Бога Слова рождшую…». Тонкий рисунок, светлый колорит свидетельствуют о мастерстве авторов. Также к числу редких изводов исследователи относят икону «Преображение» (XVII в.), где рядом с пророками Илиёй и Моисеем в верхней части располагаются их же изображения вместе с ангелами. Согласно свидетельству В.Г. Григоровича-Барского, посещавшего монастырь преподобного Ксенофонта в 1726 и 1744 гг., обитель была обременена долгами, в уплату которых пошли служебные сосуды. В сокровищнице монастыря хранится серебряный позолоченный потир (около 1500 г.), выполненный в молдавской мастерской в традиции западного ювелирного искусства, притом что надписи сделаны по-славянски, а изображения – в византийском стиле. Произведением константинопольской мастерской исследователи считают лицевую епитрахиль с композицией «Благовещение» и фигурами святителей (XVIII в.), Н.П. Кондаков видел в монастыре преподобного Ксенофонта молдовлахийскую лицевую епитрахиль, шитую золотными нитями, с Деисусом, святителями, преподобными и портретом ктитора Нягое Басараба с сыновьями и супругой с дочерьми (похожая на эту епитрахиль была вложена Нягое Басарабом в монастырь Эсфигмен).



 
PR-CY.ru