КСЕНОФОНТА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 15

В иконе «Одигитрия» крупный абрис фигуры Богоматери сочетается с мелкими чертами лика, Христос представлен как отрок, с длинными локонами на спине, Его фигура намного меньше по размеру. В стилистике и пропорциях, в личном письме Е. Цигаридас видит сходство с иконой «Одигитрия» из Кириллова Белозерского монастыря (1397 г., Третьяковская галерея) и с запасной Владимирской иконой Божьей Матери (1408 г.), приписываемой Андрею Рублёву. К числу икон, связанных с присутствием в монастыре преподобного Ксенофонта славянских иноков, исследователи относят и двухрядная (первая четверть XV в.), с Деисусом в верхней части; в нижней – преподобный Симеон и святитель Савва Сербские и четыре Константинопольских святителя. Надписи сделаны по-славянски и по-гречески. Включение сербских святых, точное знание их иконографии, а также обилие славянских надписей указывают, что заказчик, по мнению исследователей, был сербом, а создавались иконы, скорее всего, на Афоне. Мастер передавал эффект пространственной глубины – мраморный трон написан объёмно, фигуры обращены друг к другу в лёгком развороте. Имя Антония, расписавшего в 1544 г. кафоликон вместе с мастером, работавшим по заказу Милмана, присутствует на тексте молитвы, рядом с полуфигурой «Богоматери Молебной», написанной в маленькой нише в апсиде на уровне алтаря. Мастер Антоний следовал традициям позднепалеологовской живописи конца XIII – середины XIV вв., умел передавать пластичность лика и фигур, предпочитал тёмные насыщенные цвета. По мнению исследователей, в период создания росписей в кафоликоне были написаны 15 икон деисусного чина: образы поясные, в рисунке и манере письма для исследователей очевидно следование образцам середины – второй половины XIV в. (вероятно, использовались прориси), обилие золота на фонах; в разделке одежд; каждая икона отделана рельефной аркой на колонках. Другой пример взаимодействия византийской традиции и современных приёмов представляют царские врата с композицией «Благовещение». Полуциркульный силуэт их завершения следует образцам XIV–XV вв., к ним же восходит и тип композиции со стоящей у трона Богородицей и шагающим ей навстречу архангелом. В живописи исследователи отмечают следование приёмам критской школы, прежде всего, мастера Феофана Критянина: использование санкиря тёмного тона, яркое вохрение, рельефные нимбы, господство красных тонов в драпировках и одеждах. В библиотеке монастыря преподобного Ксенофонта хранятся помимо икон апостольского Деисуса из старого кафоликона, царских дверей иконы Христа Пантократора и Божьей Матери «Одигитрия», происхождение которых исследователям неизвестно. Судя по размерам и идентичности исполнения, исследователи сделали вывод, что обе служили местными иконами в одном из парекклисионов; Е. Цигаридас считает, что иконы написаны Антонием. К работам, исполненным по заказу монаха-славянина, исследователи относят икону апостолов Петра и Павла, их иконографический тип повторяет произведения критской школы. Царские врата 1608/1609 г. были созданы одновременно с иконостасом, подаренным монастырю преподобного Ксенофонта монахом Акакием, видимо, теми же мастерами. В их художественном решении ведущая роль отведена орнаменту –  рельефному или прорезному, позолоченному и раскрашенному, с использованием мотивов растительности, лент, оплетающих бордюры, ремней-«плетёнок». Исследователи полагают, что иконы для иконостаса и царские врата были созданы после получения помощи от валашского господаря Раду Шербана в 1607 г. и помещены на старую мраморную преграду.

 



 
PR-CY.ru