КСЕНОФОНТА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 14

Икона великомученика Георгия на троне в новом кафоликоне первоначально находилась на поклонении в старом кафоликоне, по свидетельству В.Г. Григоровича-Барского, напротив правого (южного) хора. Святой облачён в воинские доспехи. Он сидит на троне с полукруглой спинкой, его ноги поставлены на подножие, голова чуть повёрнута вправо, в левой руке – прислонённое к трону копьё, в правой – прижатые к плечу две стрелы и лук, на доспехах – медальон с ликом Христа. Над головой святого в небесном сегменте благословляющая рука. Крупный нимб декорирован орнаментальными мотивами, как и поля иконы. По мнению исследователей. выбор цветовой гаммы и декорация, наличие орнамента, указывают на латинское влияние в период создания иконы в последней четверти XIII в. К числу больших относятся иконы Богоматери с Младенцем, например, Божьей Матери «Умиление» (Кехаритомени). По мнению исследователей, композиция представляет собой вариант, известный как «Пелагонитисса» – Богородица держит Сына в объятиях, склоняясь над Ним. Младенец ласково касается Её лика правой ручкой. Драпировки и ткани играют большую роль в композиции: красного тона короткая туника Еммануила, синий цвет свитка и препоясания, украшение из камней-подвесок на левом плече Богоматери, подвески на мафории, золотой гиматий охватывает плечи и шею Еммануила, спускается на грудь и окутывает руки Богоматери, оставляя обнажённой левую ножку Младенца. К уникальным деталям исследователи относят свиток, написанный между большим пальцем и мизинцем левой руки Богоматери, подхваченный Ею из ослабевшей, безвольно повисшей правой ручки Младенца. В личном письме Богоматери много светлых охр и яркой подрумянки, санкирь на лике Младенца темнее по цвету, Его большой открытый лоб и короткий носик близки ко многим образам Спасителя того периода. Скорее всего, как полагают исследователи, икона была создана в мастерской в Фессалонике в конце XIII – начале XIV вв. Чудотворная икона Божьей Матери «Одигитрия» принадлежит к сложившейся иконографии (конец XIV – начало XV вв.), где Младенец облачён в белый хитон и оранжевый гиматий с золотым ассистом. В верхних углах – поясные фигуры обращённых в молении ангелов. Нимбы и поля декорированы соприкасающимися друг с другом четырёхлистниками. По иконографии и деталям исследователи относят икону к серии памятников, находящихся в разных монастырях Святой Горы, на Синае, в Византийском музее Афин, в церкви Перивлепты в Охриде, на Родосе, исследователи отмечают, что тот же извод повторяется на иконе «Одигитрия» в верхней части композиции иконы «Торжество Православия» (около 1400 г.) из Британского музея. По мнению исследователей, это – иконы, созданные в одной мастерской на Святой Горе. Высокое качество исполнения (чистота форм, прозрачность красок, тональные переходы, создающие пластические эффекты в драпировках и плавное слияние санкиря с вохрением в личном письме) выдают связь её мастеров с Фессалоникой. К числу позднейших икон византийской эпохи исследователи относят поясные иконы Пантократора и Богоматери с Младенцем, вероятно, местные по происхождению. По мнению исследователей, создавший их мастер пытался повторить классические образцы XIV в. Крупные поясные фигуры близки к лучшим произведениям этих иконографических вариантов, но рисунок фигур и ликов не отличается точностью и гармоничностью, а цветовая гамма – яркостью и многообразием. В личном письме отсутствуют пробела, сочетаются оливково-зелёный санкирь и почти красные охры, что создаёт эффект особенно тёплых ликов.

 



 
PR-CY.ru