КСЕНОФОНТА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 12

В скиту Благовещения Пресвятой Богородицы кириакон (главная церковь скита) был построен около 1757 г., расписан в 1766 г. живописцами братьями Константином и Афанасием из Корицы. На внешней западной стене в соответствии с церковной традицией на уровне молящегося написаны фигуры, под ними – ярус «мраморировок» (имитации мраморных плит), по сторонам входа были представлены фигуры в рост, составлявшие Деисус, сохранившиеся частично: слева – Богоматерь с Младенцем, справа – Христос, Который держит Евангелие на поднятой левой руке и благословляет правой рукой; рядом – крылья несохранившейся фигуры архангела, над входом – образ Богоматери «Живоносный Источник» и орнамент в виде венчающей арки. Внутренняя роспись также следует византийским и афонским образцам – в куполе изображён Пантократор, ярус небесных сил и образы пророков написаны в простенках барабана, Евангелисты с ангелами-символами Божественной Премудрости – на парусах, на триумфальной арке – фигуры из композиции «Благовещение», по стенам – образы святых в рост, в алтаре, в центральной апсиде – чин святителей, чин св. диаконов и литургические композиции – в жертвеннике (например, видение Петру Александрийскому). В Новое время в монастыре преподобного Ксенофонта работали мастера-живописцы из Галатисты (полуостров Халкидики): Вениамин расписал несколько парекклисионов в 1820 г. и его племянник Макарий – в 1842 и 1845 гг. Древний мраморный темплон в старом кафоликоне исследователи датируют второй половиной XI в., когда монастырём управлял игумен Симеон (1078–1081 гг.). Он включает арки для царских врат, проход в жертвенник и диаконник, колонны, поддерживающие эпистилий, отделанный резным растительным орнаментом с включением виноградных лоз. Проём царских врат фланкирован двумя плитами; в традициях средневизантийского времени их украшает узор из петель и ремней в виде круга, вписанного в ромб и квадрат. Созданный в XVII в. деревянный иконостас скрыл все детали темплона, за исключением нижних плит. Поверх мраморного эпистилия была положена деревянная балка, на которую были помещены древние иконы Деисусного и праздничного чинов, передняя сторона её расписана, а на верхней грани через равное количество промежутков сделаны пазы для закрепления поставленных на неё икон. Древнейший деревянный иконостас – в парекклисионе великомученика Димитрия (около 1300 г.). Резной иконостас старого кафоликона был создан в 1608/1609 г. на средства монаха Акакия. Он включает несколько рядов-карнизов с золочёной резьбой и раскрашенным фоном (чередуются синие и красные цвета), мотивы узоров заимствованы из европейский печатных гравюр и книжных обрамлений, включают растительные и плетеные элементы. Резной крест над иконостасом и рамы для липера (иконы с образами предстоящих перед Распятием Богоматери и апостола Иоанна Богослова) имеют буквенную подпись со славянской датой – 1678/1679 г. и именем резчика – иеромонах Василий. Он также выполнил резную сень (киворий) над престолом в алтаре на четырёх колонках, поддерживающих арочки, и завершение с фигуркой голубя. Около 300 икон из собрания монастыря преподобного Ксенофонта были отреставрированы.

 



 
PR-CY.ru