КСЕНОФОНТА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 13

В 1985–1987 гг. были проведены работы в парекклисионе великомученика Димитрия. В монастыре преподобного Ксенофонта сохраняются несколько икон древнейшего периода, которые реставрировали в связи с подготовкой выставки «Сокровища Афона» (1997 г., Фессалоника). К их числу исследователи относят, прежде всего, две мозаичные с образами святых Георгия и Димитрия. А. Ксингопулос считал их снятыми со стен фрагментами и датировал поздним XI в., эту точку зрения поддерживает Х. Хрисохоидис и соотносит их создание с периодом монастырского строительства при друнгарии Стефане. Отто Демус и вслед за ним Виктор Никитич Лазарев считали их работой константинопольской мастерской, выполненной около 1200 г. Н. Хадзидаки датировала иконы концом XI – началом XII вв. Е. Цигаридас сравнивает фигуры святых с монументальными росписями второй половины XII в. Иконы по размеру соответствуют местным почитаемым святыням, по мнению исследователей, они некогда находились у восточных колонн. Св. воины изображены в придворных одеждах, обращены в молении к Христу, показанному в угловом сегменте. Исследователи обращают внимание на замечание В.Г. Григоровича-Барского об уникальности технологии этих икон и о том, что «мусия» на них была вделана в дерево доски; это указывает на независимость икон от какой бы то ни было строительной основы. Высокие качества живописи икон св. воинов основаны не только на прекрасном рисунке, ярком и чистом колорите, но и на использовании смальты разного размера для личного и доличного, что создаёт пластический эффект, близкий к иконописному. Спокойная классическая манера письма, стройные фигуры, обилие золота и сияющих красок создают навеянные императорским величием образы служителей Небесного Царя. Икона «Преображение Господне» близка к традициям комниновского искусства (конец XII – начало XIII вв.); исследователи полагают, что эта икона была написана на Святой Горе или в Фессалонике. Её композиция повторяется на стеатитовой иконе того же извода (вторая половина XIII в.), о почитании которой свидетельствует тканый убор с шитьём на полях. К числу древних и чтимых икон в монастыре преподобного Ксенофонта принадлежат иконы великомученика Георгия и Божьей Матери «Одигитрия» в серебряных позолоченных окладах XIX в. На обороте иконы великомученика Георгия остались следы поджога, которые благочестивая традиция объясняет покушением иконоборцев. Чтобы спасти её, один из верных бросил икону в море, впоследствии она была найдена в роднике близ монастыря преподобного Ксенофонта. Икона «Одигитрия» принадлежала изначально монастырю Ватопед. В 1730 г. она чудесным образом покинула прежнее место и была обретена на северо-восточной колонне кафоликона монастыря преподобного Ксенофонта. Сегодня обе почитаемые иконы находятся в новом кафоликоне. По мнению исследователей, образ «Одигитрия» близок к эстетике византийского искусства начала XIII в., отличающегося пластикой и монументальностью. Исследователи отмечают, что этот образ имеет сходство с иконами «Одигитрия» из монастыря св. Нила в Гроттаферрате, иконами Христа и архангелов из синайского Большого Деисуса. Крупные формы личного сочетаются с упрощенным письмом, условны линии драпировки, лишь намечающие поверхность материи, но не соответствующие анатомическому строению фигуры или движению; своеобразны младенчески вздёрнутый носик Еммануила, его яркие, почти рыжие волосы того же оттенка, что и Его одеяния. Наиболее близок этот образ Богоматери к иконам этого же извода из афонского монастыря преподобного Павла и из собрания городского музея Фессалоники; исследователи полагают, что и эта икона была написана на Святой Горе или в Фессалонике.

 



 
PR-CY.ru