КРУЖОК ИЩУЩИХ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ - Страница 2

Кружок ищущих христианского просвещения пользовался покровительством епископа Феодора (Поздеевского) и духовно окормлялся старцами Зосимовой мужской пустыни Смоленской иконы Божьей Матери схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом Алексием (Соловьёвым). Особую роль в Кружке играл мученик Михаил Новосёлов. Христианское просвещение интеллигентной молодёжи и издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902–1917 гг.), которым посвятил себя мученик Михаил, стали общими заботами членов Кружка, а «Религиозно-философская библиотека» – его печатным органом. Всего за время существования издания вышли 39 нумерованных выпусков, 20 отдельных книг и несколько десятков «Листков», в которых публиковались выдержки из духовной литературы. Авва Михаил (как называли Михаила Новосёлова его друзья) был человек «очень активный, даже хлопотливый, очень участливый к людям, всегда готовый помочь, особенно духовно»; в дело Кружка он вкладывал всю душу. Большой авторитет в Кружке имел Ф.Д. Самарин. Священник П.А. Флоренский отмечал, что авторитет Ф.Д. Самарина помимо личных качеств был усилен его местом в истории славянофильства. «Когда-то юнейший из старых, он стал потом старейшим из молодых. Этим определилось его особое значение для нас. Соборность сознания, этот важнейший член славянофильского исповедания, во времени являет себя как преемство… Живое предание славянофильства явилось нам в лице Фёдора Дмитриевича. Из его рук мы, внуки, получили нить, связующую с славянофилами-дедами, с славянофильством золотого века». В.А. Кожевников писал о Ф.Д. Самарине, что тот представлял Кружок не столько как учёное религиозно-философское общество, но как группу единомышленников, «братство», «члены коего свободным духовным общением, беседами, чтением и практической деятельностью в церковном духе объединялись бы друг с другом, содействовали прежде всего взаимному духовному росту, уяснению и углублению религиозного понимания и оживлению религиозного назидания, а затем, по мере сил и возможности, пытались бы в том же смысле влиять и на окружающую среду, преимущественно современной молодёжи». Духовное единение в деятельности Кружка ставил на первое место и Михаил Новосёлов. Это единение он считал более важным и глубоким, чем единомыслие: «Я думаю, что молитвенное общение не есть единение только в области чувства: оно есть единение в духе, т.е. во всецелости нравственного существа... Единомыслие же захватывает не так глубоко, и может ограничиваться только интеллектуальной сферой, несущественной (хотя и имеющей свою цену) в христианстве». «Вдохновляющей силой» Кружка Н.С. Арсеньев называл В.А. Кожевникова, отмечал незаурядный ум и широчайшую эрудицию этого учёного-самоучки. Сохранилось свидетельство также важной роли священника П.А. Флоренского не только в Кружке ищущих христианского просвещения, но и во всём «московском молодом славянофильстве». Василий Васильевич Розанов в письме Михаилу Михайловичу Спасовскому от 11 апреля 1918 г. писал об этой роли: «Это Паскаль нашего времени. Паскаль нашей России, который есть, в сущности, вождь московского молодого славянофильства и под воздействием которого находится множество умов и сердец в Москве и в Посаде, да и в Петербурге».

 



 
PR-CY.ru