КРАСНОСЕЛЬЦЕВ Николай Фомич - Страница 7

Вторая работа Н.Ф. Красносельцева, представляющая собой публичную речь в собрании Историко-филологического общества, посвящена византийскому богослужению во времена патриарха Фотия. В исследовании он конспективно (учитывая специфику аудитории) охарактеризовал историю христианского богослужения при Иоанне Златоусте и патриархе Фотии. К этой работе Н.Ф. Красносельцева примыкает исследование «Типикона Великой церкви», обнаруженного им через иеромонаха Матфея (Ольшанского) на острове Патмос в 1891 г. В статье автор в общих чертах характеризует вседневное и праздничное богослужение из этого текста и отмечает, в каких храмах Константинополя оно совершалось. Несколько работ Н.Ф. Красносельцев посвятил исследованиям в области истории русского богослужения, точнее – службам, вышедшим из литургического обихода Русской церкви. Интерес к этой проблематике возник, как полагают исследователи, после того как в 1885 г. Н.Ф. Красносельцеву поручили рецензирование книги протоиерея Константина Тимофеевича Никольского «О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах» (СПб., 1885 г.). Первая публикация серии статей под общим названием «К истории православного богослужения: по поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся» рассматривалась Н.Ф. Красносельцевым как продолжение книги К.Т. Никольского. Две другие посвящены пещному действу и найденному Н.Ф. Красносельцевым в одной из рукописей Софийского новгородского собора новому списку «действ». Заметное место среди научных работ Н.Ф. Красносельцева занимают труды по археографии. Вместе с Иваном Яковлевичем Порфирьевым и Александром Васильевичем Вадковским он составил и издал в 1881–1896 гг. описание рукописей Соловецкого монастыря. При этом Н.Ф. Красносельцев специализировался на описании литургических рукописей, составляющих весьма существенную часть этой коллекции. По результатам занятий в 1882 г. в библиотеке Ватикана Н.Ф. Красносельцев опубликовал три года спустя обширный труд, посвящённый составу и особенностям богослужебных последований, главным образом, греческих рукописей; из славянских к исследованию были привлечены сербский литургический свиток XIV в., Часослов XVI в. и древнерусский «Служебник митрополита Исидора» рубежа XIV и XV вв. В 1888 г., во время путешествия в Палестину, Н.Ф. Красносельцев составил описание славянских рукописей, известных на тот момент из собрания Греческой патриархии в Иерусалиме. Исследователи отмечают, что в целом описания Н.Ф. Красносельцева отражают уровень археографии своего времени, ошибки в датировке ряда рукописей (чаще всего южнославянских) объясняют недостаточным развитием филигранологии до конца XIX в. и слабой разработанностью южнославянской палеографии. В то же время по степени подробности и разработанности богослужебных характеристик кодексов (в особенности из зарубежных хранилищ) археографические труды Н.Ф. Красносельцева, по мнению исследователей, представляют собой развитие традиций, заложенных Александром Васильевичем Горским и Капитоном Ивановичем Невоструевым.

 



 
PR-CY.ru