КРАСНОСЕЛЬЦЕВ Николай Фомич

КРАСНОСЕЛЬЦЕВ Николай Фомич (1845–1898 гг.) – выдающийся русский литургист, историк церкви и археограф. Родился в многодетной священнической семье. Начальное духовное образование получил в Бугульминском и Уфимском духовном училище, среднее – в Уфимской духовной семинарии (1860–1866 гг.), где обучался наукам «богословским, философским, историческим, словесным, физико-математическим, апологетике против раскола, медицине, языкам греческому, латинскому и немецкому» (Национальный архив Республики Татарстан). После окончания семинарии как лучший её студент был отправлен для продолжения образования в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1870 г. Во время обучения в академии получил основательную филологическую подготовку, освоил еврейский, французский, татарский и арабский языки (Национальный архив Республики Татарстан). Особое влияние на Н.Ф. Красносельцева во время обучения в академии оказал Илья Степанович Бердников. 7 мая 1871 г. Синод утвердил Н.Ф. Красносельцева в степени магистра богословия за выпускное сочинение «Западные противомусульманские миссии» (Национальный архив Республики Татарстан). В июне 1870 г., после успешного прочтения пробных лекций, Н.Ф. Красносельцев был зачислен преподавателем на кафедру Общей церковной истории Уфимской духовной семинарии (Национальный архив Республики Татарстан), а также в Самарскую духовную семинарию (Национальный архив Республики Татарстан). В Самарской духовной семинарии Н.Ф. Красносельцев преподавал Священное Писание и татарский язык. В 1871/1872 учебном году был зачислен штатным доцентом кафедры литургики и церковной археологии Казанской духовной академии, где преподавал на протяжении 18 лет (с марта 1871 г.) церковную археологию и литургику, а также в течение нескольких семестров – историю римской литературы. С первых дней в Казанской духовной академии перед Н.Ф. Красносельцевым стояла ответственная задача: разработать два новых лекционных курса – литургики и церковной археологии. В начале преподавания он опирался на программу И.С. Бердникова, однако потом отказался от неё (Национальный архив Республики Татарстан) и подготовил свой курс, состоявший из трёх частей. Введение было посвящено теме «Литургика как наука», отмечалась важность исторического метода для изучения истории христианского богослужения и давалась характеристика богослужения по новозаветным текстам и памятникам раннехристианской литературы; во второй части (так называемой общей литургике) рассматривались общие части православного богослужения: молитва, история пения, действия (стояние, коленопреклонение, поклоны, крестное знамение и проч.), дидактизм (чтение Священного Писания, проповедь), сакраментальные священнодействия; третья часть (частная литургика) была посвящена разбору истории Божественной литургии и чинопоследованию таинств. По курсу церковной археологии Н.Ф. Красносельцев преподавал: введение в науку, археологию церковной архитектуры, иконографию (Национальный архив Республики Татарстан). Под его руководством в Казанской духовной академии курсовые сочинения на степень кандидата богословия по церковной археологии защитили 11 студентов и 35 – по литургике.

 



 
PR-CY.ru