КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 9

Согласно указаниям иконописных подлинников последней трети XVII в. – 1840 гг. под 19 мая и в редких случаях под 9 января и 9 декабря, облик Корнилия уподобляется внешности Григория Богослова, иногда – преподобных Димитрия Прилуцкого или Кирилла Белозерского: «...Впросед, брада доле Богослова и шире, мало повилась»; «...подобен Кириллу Белозерскому» (Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом)). Неизменно подчёркивается такая особенность иконографии Корнилия, как кудрявые волосы: «...Подобием сед изтемна, власы главными кудреват, брада широка аки Григория Богослова, ризы преподобническия»; «...сед, брада широка Григория Богослова, власы кудреваты» (Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом); аналогичные описания см.: Российская национальная библиотека; Библиотека Академии Наук – добавлено: «Риза празелень, преподобническая»); «...сед, кудреват, брада проста и тупа, короче Дмитриевы Прилуцкаго, мало повилась, ризы преподобническия» (Российская национальная библиотека). В пособии для иконописцев Виктора Доримедонтовича Фартусова 1910 г., отразившем академическую традицию в иконописании, о Корнилии сказано: «…Типа русскаго, из бояр, старец 82 лет, волосы кудрявы, борода средней величины, но широкая и с большой сединой; одежды преподобническия, в епитрахили, как пресвитер. Можно ему писать хартию с его изречением: “Заповеди Божия хранити; к тому же и устав монастырский и чин церковный твёрдо блюсти”». Исследователи отмечают, что иконография Корнилия сравнительно обширна и разнообразна. В одном только Корнилиевом Комельском монастыре в 1676 г. было около 30 образов святого различных иконографических вариантов и стилей письма («на золоте», «на краске», в басменных окладах; многие из них упоминаются и в описи 1657 г.). На раке Корнилия находился образ, по преданию написанный на гробовой доске, покрытый серебряным чеканным окладом 1821 г. На раку преподобного был возложен покров с образом Божьей Матери «Знамение» в возглавии. В Переписной отписной книге имущества, казны и вотчин Корнилиева Комельского монастыря, составленной иподиаконом архиепископом Вологодского Симона (Российская национальная библиотека), содержится следующее описание нагробных изображений: «На чюдотворцове гробу образ преподобнаго чюдотворца Корнилия, обложен серебром басмяным, золочен. Венец серебряной, обложен басмяного окладу, золочен, а в венце три камешка, цата серебряная, резная, золочена. Да покров, а на нем вышит ево, чюдотворцов, образ разными шелки, а венец шит золотом, около венца обнизь жемчюжная, в одну строчку, а около ризы, шито золотом, а в возглавии ево, чюдотворцова, образа вышит образ Знамение Пречистыя Богородицы. По полям того покрова вышит золотом ево, чюдотворцов, тропарь и кондак… Над гробом чюдотворца Корнилия образ большой, местной, обложен серебром басменым, золочен». Упомянутый шитый покров (в 1775 г. указан как ветхий, с 1902 г. помещён при раке святого на северной стороне) – самое раннее из сохранившихся изображений святого (первая половина – середина XVII в., Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музе1-заповедник).

 



 
PR-CY.ru