КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 6

Из «Предания» заимствовано правило «происхождения от обителей», согласно которому монах мог покинуть монастырь только по благословению настоятеля (глава 15). Другое правило касалось пребывания иноков в келье: вместе монахи могли собираться в келье только ради духовных бесед и наставлений (глава 14). Фрагменты «Предания», использованные Корнилием в Уставе, практически не подвергались редактированию. Важным источником Устава Корнилия стала Пространная редакция Устава Иосифа Волоцкого, в ряде принципиальных моментов – Краткая редакция. Заимствуя конкретные правила монастырской жизни, Корнилий пропускал пространные рассуждения и патериковые повести. Глава 1 Устава Корнилия («О церковном благочинии...») соответствует первому Слову Устава Иосифа Волоцкого, главы 2 и 4 (о благочинии трапезном) – второму Слову, глава 5 («О одеждах и обущах...») отчасти совпадает с третьим. Однако Корнилий не включил в свой Устав деление братии на три «устроения» относительно пищи и одежды, присущее Пространной редакции. Фрагменты третьего Слова содержатся в главе 7 («О еже не имети особнаго стяжаниа...») и главе 8 («О еже не възимати кому ничтоже... без благословениа игуменя и келарева»). Корнилий цитирует волоцкого игумена там, где пишет об ответственности настоятеля «о всех, иже под ним сущих». В рассуждениях о нестяжании он пропустил фразу Иосифа Волоцкого о том, что «добродетель же сию исправити неудобно не в киновии пребывающим», которую исследователи рассматривают как выпад против скитничества. Как установила Светлана Алексеевна Семячко, в Уставе Корнилия использовано «Поучение к братии обще живущей» (текст: «Наипаче же внегда будем нѣгде внѣ монастыря и близ мирских человек, блюстися ничтоже при них не глаголати ни монастырских и братних вещей износити...» (Библиотека Академии Наук, 1410 гг.; древнейший список), из «Поучения...» заимствованы также ссылки на творения преподобного Ефрема Сирина, Василия Великого). Корнилий создал в обители книгописную мастерскую: исследователи полагают, что пострижениками святого были известный писец Исаак Собака, а также старец Артемий Троицкий. Перепиской книг занимался ученик и преемник Корнилия преподобный Лаврентий. Его автографы были специально отмечены в несохранившейся отписной книге Корнилиева Комельского монастыря 1630 г., а также в отписной книге монастыря 1657 г. Преподобный занимался перепиской книг до старости, о чём свидетельствует список Толкований Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна (Российская национальная библиотека), выполненный по заказу архиепископа Ионы (Думина): в его писцовой записи указано, что среди рукописей, которые привлекались для правки, был автограф Корнилия. Между тем исследователям известно, что перевод Толкований был выполнен учеником преподобного Максима Грека старцем Силуаном в середине 1520 гг.

 



 
PR-CY.ru