КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 16

В композиции «Собор русских святых», сложившейся в Выговской пустыни, погрудный или поясной образ Корнилия (с отличиями во внешности) включён в правую группу преподобных на иконах конца XVIII – начала XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывшего собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии и середины – второй половины XIX в. из моленной в деревне Малая Горка Виноградовского района Архангельской области (Русский музей), первой четверти XIX в. из собрания Григория Викторовича Лепса, первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея) и др. В устоявшейся иконографии Корнилий написан на иконе русских чудотворцев начала XIX в. из Черновицкой области (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). В XX в. образ Корнилия был помещён в группе Вологодских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой), созданных в 1934 г., начале и конце 1950 гг. (Троице-Сергиева лавра); воспроизводился на их списках конца XX – начала XXI вв. (Наталья Алдошина, Наталья Масюкова (Пирогова) и др.). Среди произведений современной иконописи оригинальной иконографией отличаются иконы, созданные учениками иконописной школы при Московской духовной академии. На поясном единоличном образе Корнилия в его левой руке – модель белокаменного храма с двумя куполами (2000 г., иконописец инокиня Агния (Щербакова)). На стилистически близком образе «Собор Комельских преподобных» (2000 г., иконописец Н.В. Кривоногова, обе иконы в собрании Иконописной школы) изображены в рост преподобные Сергий Нуромский, Павел Обнорский, Лаврентий Комельский и Корнилий. Корнилий (крайний справа) выделяется индивидуализированным обликом (шапка густых кудрявых волос и волнистая, более широкая внизу борода). Новый извод представлен на Вологодской иконе Божьей Матери из иконостаса придела во имя преподобного Кирилла Новоезерского церкви великого князя Александра Невского в Вологде (около 2002 г., вологодский иконописец Анатолий Михайлович Зубов). В средник с полукруглым верхом вписан поясной образ Богоматери с Младенцем на левой руке, выше – полуфигура благословляющего Спасителя. По периметру расположены поясные изображения Вологодских чудотворцев, среди которых – Корнилий со свитком в руке. На картине 1989 г. художника Сергея Борисовича Симакова (ныне игумен Рафаил; галерея современного православного искусства в Угличе, Угличский историко-архитектурный и художественный музей) в живописной стилистике на холсте показано явление Богоматери Корнилию (творческая переработка иконописного извода). Рельефный образ святого есть на бронзовом поклонном кресте, установленном на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде (1997 г., скульптор Александра Вячеславович Климков): Корнилий изображён на наклонной перекладине, рядом с преподобным Кириллом Новоезерским, напротив Череповецких преподобных. Корнилий представлен также в росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене в Вологде (1998–2000 гг., художник Александр Юрьевич Демидов). В сонме Вологодских святых образ Корнилия в орнаментированной «арке» входит в программу росписи часовни преподобного Филиппа Ирапского в Череповце (1999–2000 гг., мастера иконописной школы при Московской духовной академии под руководством Анатолия Валерьевича Алёшина).



 
PR-CY.ru