КОНСТАНТИН V Копроним - Страница 7

Сирийские источники знают Константина V как мудрого правителя и сторонника правой веры, внушавшего страх врагам. В «Деяниях епископов Неапольских» Константин V побеждает дракона, охранявшего акведук, а у армянских историков он удачливый охотник на львов. Некоторое время у Константина V сохранялось немало приверженцев и в Византии, особенно среди воинов и ветеранов тагм. В июне 813 г., непосредственно перед битвой при Версиникии, во время молебна в храме св. Апостолов, неизвестные люди устроили так, что двери героона (склепа) Юстиниана, в котором был похоронен Константин V, распахнулись как бы сами собой, и они ринулись туда, призывая императора воскреснуть и помочь государству. Патриарху Никифору пришлось специально опровергать тех, кто противопоставляли долголетнее успешное правление Константина V череде неудач императоров-иконопочитателей. В конце концов, около 852 г. Константинопольский патриарх Игнатий приказал выбросить кости Константина V из храма и публично сжечь. Сочинения Константина V в оригинальном виде не сохранились, однако об их существовании исследователи судят по сообщениям авторов-иконопочитателей IX в. Феостирикт, автор Жития преподобного Никиты Мидикийского (создано до 843 г.), сообщает, что читал 13 лишённых какого бы то ни было смысла «словес», которые Константин V опубликовал в течение всего лишь двух недель. О содержании этих кратких пропагандистских работ, возможно, зачитывавшихся в ходе ежедневных встреч-силенциев, предшествовавших созыву иконоборческого Иерийского собора, исследователям ничего не известно. Другое сочинение Константина V, носящее условное название «Вопрошания», реконструируется благодаря богословско-полемическим творениям Константинопольского патриарха Никифора I. Фрагменты «Вопрошаний» без какой-либо существенной редакторской правки были включены Никифором I с целью опровержения в «Антирретики», вторую часть обширного трактата, содержащего также «Большое защитительное слово» и «Возражение против Евсевия и Епифанида». Это сочинение обычно датируют 818–820 гг., однако исследователи считают весьма вероятным, что работа над ним началась несколько раньше, ещё до иконоборческого Собора 815 г. Однако уже к этому моменту текст «Вопрошаний» был доступен патриарху Никифору I не в оригинальной форме, а в виде выписок, не всегда позволявших восстановить логику рассуждения Константина V. Первые попытки вычленения фрагментов «Вопрошаний» в тексте Никифора I были предприняты уже в середине IX в. Наиболее ранний список, предположительно созданный в окружении Константинопольского патриарха Мефодия, снабжён особыми пометами, выделяющими цитаты из текста Константина V и не совпадающими с теми, что используются для маркировки цитат из сочинений других еретиков. Научные реконструкции «Вопрошаний» предложили Борис Михайлович Мелиоранский (1901 г.), Георгий Александрович Острогорский (1929 г.), И. Рохов (1994 г.) и Г. Хеннепхоф (1969 г.). Согласно Б.М. Мелиоранскому, Г.А. Острогорскому и С. Геро, оригинальные цитаты из «Вопрошаний» содержатся только в первом и во втором «Антирретиках», а иконоборческие аргументы, опровергнутые в третьем «Антирретике» отражают воззрения иконоборцев не VIII, а IX в. Г. Хеннепхоф, И. Рохов и Лев Всеволодович Луховицкий полагают, что источник, рассматриваемый патриархом Никифором I в третьем «Антирретике», также принадлежал Константину V.

 



 
PR-CY.ru