КОНСТАНТИН V Копроним - Страница 5

Из текста Феофана исследователям известно, что после заключительного заседания Собора во Влахернском храме Константинополя (754 г.) Константин V вышел на амвон, держа за руку (Георгий Амартол по рукописи) монаха Константина, бывшего епископа Силлейского, и, помолившись, возгласил: «Константину, Вселенскому патриарху, многая лета!». В Житии Стефана Нового утверждается, что Константин V сам облачил нового патриарха Константина II в диплоиду (по мнению исследователей, фелонь, но с аллюзией на Пс. 108:29: «...Как одеждою, покроются стыдом своим») и омофор и воскликнул: «Аксиос!». При этом автор Жития, Стефан Диакон, считал, что рукоположение Константина II состоялось до созыва Собора. Хотя Иерийский собор предал анафеме всех, кто почитали, изготовляли или держали у себя иконы, причём предусматривались и санкции со стороны светских властей, в течение ещё десяти лет о каких-либо жертвах гонений на иконопочитателей сведений нет, за исключением забитого до смерти на ипподроме мученика Маманта и преподобномученика Андрея Критского (в Криси), который обличал императора, называя его новым Валентом и Юлианом). Первым сигналом изменения позиции Константина V стала ссылка преподобного Стефана Нового в сентябре 763 г. Преподобный Стефан поддерживал отношения со многими знатными людьми, в том числе с приближёнными императора, некоторых из них он убедил принять монашество. Ещё два года Константин V различными способами пытался заставить старца прекратить эту деятельность, но тот остался непреклонен и был отдан на растерзание толпе 20 ноября 765 г. Непризнание Иерийского собора не было здесь главным фактором. Далее религиозная политика Константина V развивалась параллельно с политическим кризисом 765–767 гг. Вначале гнев императора обрушился на монашество вне явной связи с иконопочитанием. 21 августа 766 г. по ипподрому провели монахов, каждый из которых должен был держать за руку женщину, в то время как зрители издевались над ними. Уже через четыре дня там же состоялось публичное поругание заговорщиков, так что эти события, очевидно, были частью единого плана. Источники выделяют два направления репрессий, начавшихся в 765 или 766 г.: против «сановников и воинов», почитающих иконы, и против монахов. Константин V потребовал, чтобы его подданные принесли присягу в том, что они не будут почитать иконы. Даже поставленный иконоборческим Собором Константинопольский патриарх Константин II должен был поклясться в этом на Честном Древе Креста Господня с амвона Святой Софии. Впрочем, это не спасло его от расправы, поскольку выяснилось, что он участвовал в диффамационной кампании против императора, целью которой было представить Константина V еретиком. Как подчёркивают источники, по решению императора вместо Константина II патриархом стал малообразованный евнух-славянин Никита, пресвитер церкви св. Апостолов. Монахов побуждали отречься от обетов и вступить в брак, им выдирали бороды или поджигали их, предварительно намазав смолой, подвергали членовредительским наказаниям. Других соблазняли деньгами, обещанием должностей и прочими материальными благами. Тогда же пострадали преподобный Пётр Столпник и, как полагают исследователи, преподобная Феодосия Константинопольская, от которой требовали отказаться от почитания икон и признать решения Собора 754 г. Монахов Константин V называл «непоминаемыми», а их одежду – «образом тьмы».

 



 
PR-CY.ru