КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 13

На мощном трёхчастном основании с центральным восьмериком и двумя симметричными палатками по бокам возвышались цилиндрические верхние ярусы. Колокольня Андроникова монастыря в значительно упрощённом виде была повторена в Лежневе (1816–1823 гг.) и в Шуе (1819–1833 гг.; ныне оба монастыря в Ивановской области). В Поречье-Рыбном (1779–1799 гг.) была построена самая высокая в русской провинции колокольня в традиционных формах классицизма (93,7 м). В XVIII в. в России стали возводить двухколоколенные храмы западноевропейского типа. Первым был Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (1720–1730 гг.; архитектор Леонард Теодор Швертфегер; разрушен и выстроен заново в 1774–1790 гг. архитектором И.Е. Старовым в стиле раннего классицизма) в виде базилики с куполом наподобие собора св. Петра в Риме с двумя квадратными башнями на западном фасаде. Двубашенные храмы были особенно популярными в усадьбах. Самые известные исследователям памятники этого типа построили близ Москвы: церковь в Троицком-Кайнарджи (1778 г.; архитектор Карл Иванович Бланк по проекту архитекторов Юрия Матвеевича Фельтена, Жан-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота); Спасский храм-ротонда в селе Пехра-Яковлевском (1777–1782 гг.; архитектор К.И. Бланк, по проекту, как полагают исследователи, архитектора Василия Ивановича Баженова); псевдоготическая Владимирская церковь в сели Быкове (1783–1789 гг.; архитекторы В.И. Баженов, Матвей Фёдорович Казаков), а также базилика в селе Баловневе Липецкой области (1789–1799 гг.; архитектор, как полагают исследователи, В.И. Баженов) и др. В небольших приходских храмах эпохи барокко и классицизма колокольня, как правило, располагалась с запада по продольной оси и имела два или три яруса. Например, в Москве барочные храмы святых Бориса и Глеба на Арбате, святых Кира и Иоанна на Солянке (оба 1760 гг.; архитектор К.И. Бланк; не сохранились) имели небольшие квадратные колокольни. Классицизм принёс моду на цилиндрические ярусы звона. Такие колокольни можно видеть в храмах святых Космы и Дамиана на Маросейке (1790–1803 гг.; архитектор М.Ф. Казаков), Рождества Богородицы на Кулишках (Стрелке; 1800–1802 гг.; архитектор Д. Балашов) в Москве. В Скорбященском храме на Ордынке в Москве в 1783–1791 гг. архитектором В.И. Баженовым была построена элегантная трёхъярусная цилиндрическая колокольня. В эпоху ампира и эклектики архитекторы меняли, в основном, количество ярусов, увеличивали размер и масштаб построек, что не всегда способствовало цельности художественного облика колокольни. Характерной в этом отношении исследователи считают гигантскую колокольню Успенского собора в Харькове (1821–1848 гг.; архитекторы Евгений Алексеевич Васильев, Александр Андреевич Тон; высота 89,5 м) и квадратную в суховатых формах ампира колокольню церкви апостола Иоанна Богослова в Коломне (1826–1846 гг.). Колокольня при Успенском соборе во Владимире (1810 гг.; архитектор Алексей Никитич Вершинский) в смешанных формах классицизма и псевдоготики, по мнению исследователей, сама по себе гармонична, но её колоссальный размер подавляет древний собор. Стилизаторы середины XIX в. начали обращаться к древнерусским образцам.

 



 
PR-CY.ru