КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 12

Второй проект колокольни Смольного монастыря по велению императрицы Елизаветы Петровны должен был походить на колокольню «Иван Великий», но был реализован только в модели. Колокольня имела девять ярусов и проездную арку внизу, с двух сторон к главному столпу примыкали трёхъярусные звонницы. Колокольня завершалась длинным цилиндром под луковичной главой, не соответствовавшим основному объёму. Ранний классицизм развивал барочный тип ярусных колоколен, усиливая геометрическую чёткость объёмов. Колокольни чаще стали возводить вместе с храмами. Для архитектора Антонио Ринальди типичны трёхъярусные колокольни: квадратные нижние ярусы несут верхний, цилиндрический (Исаакиевский собор; модель 1768 г.; перестроен в XIX в.; Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, 1766–1772 гг., и др.). Та же схема была распространена в провинции (надвратная колокольня Наровчатского монастыря в Пензенской области, 1790 гг.). Зрелый классицизм предложил новые и подчас экзотические формы колоколен. Например, архитектор Джаком Антонио Кваренги разрабатывал тип цилиндрических колоколен наподобие маяков. К этому типу исследователи относят колокольню Владимирского собора в Санкт-Петербурге (1780–1783 гг.), церкви в Никольском-Гагарине под Москвой (1783 г.; архитектор Иван Егорович Старов) с массивным глухим рустованным нижним ярусом и колоннадой в ярусе звона. Под влиянием проектов Дж.А. Кваренги и И.Е. Старова построены колокольни в селе Новотроицком (ныне Долгоруковского района Липецкой области; 1815 г.) и села Перевлес (ныне Старожиловского района Рязанской области; 1824–1839 гг.). Архитектор Николай Александрович Львов составлял сложные композиции, сочетающие четырёх- и восьмигранные ярусы с полукруглыми экседрами и обязательной колонной ротондой-беседкой в завершении. Такова надвратная колокольня новоторжского Борисоглебского монастыря в Торжке (1804–1811 гг.). В усадебных храмах «под звоном» мотив колокольни с открытой беседкой соединены с архитектурой погребального сооружения (колокольня в селе Мурине Всеволжского района Ленинградской области, 1785–1790 гг., и деревни Горницы Кувшиновского района Тверской области, 1789–1795 гг.). Н.А. Львову принадлежит оригинальный проект колокольни в виде отдельно стоящей колонны в усадьбе Арпачево близ Торжка (1783–1791 гг.), повторенный в 1796 г. архитектором Томмазо (Фомой Леонтьевичем) Адамини в усадьбе Ивановское под Липецком. Другие типы колоколен в творчестве Н.А. Львова имеют черты пирамид (церковь Святой Троицы в селе Александровском (1785–1787 гг.), ныне Санкт-Петербург; церковь в подмосковном селе Введенском (1812 г.) – в виде цилиндра, окружённого колоннадой и увенчанного конусовидным шпилем). В 1790 гг. в Яготине Полтавской губернии была выстроена звонница рядом с ротондальным храмом (не сохранилась; приписывается архитектуру Н.А. Львову). Параллельно со смелыми новациями развивалась и более традиционная линия постройки колоколен. Неожиданным возрождением типов колокольни Смольного и Киево-Печерского монастырей была надвратная четырёхъярусная колокольня московского Спасо-Андроникова монастыря (1795–1803 гг.; архитектор Родион Родионович Казаков; не сохранилась).

 



 
PR-CY.ru