КОВЕНАНТЕРЫ - Страница 10

Значительная часть шотландского общества, прежде всего, духовенство и радикально настроенная часть дворянства и горожан, симпатизировала борьбе английского парламента против королевского абсолютизма. Кроме того, в отличие от национального по преимуществу характера англиканства пресвитерианское вероисповедание имело ярко выраженную универсалистскую окраску. Одним из центральных догматов шотландского пресвитерианства, заложенных в «Национальном завете» 1638 г., был тезис о мессианстве шотландского народа, призванного нести «истинную веру» миру. Поэтому обещания комиссаров английского парламента об осуществлении в Англии пресвитерианских реформ были с восторгом восприняты в Шотландии. 17 августа 1643 г. Александр Хендерсон, один из авторов Завета 1638 г. и признанный лидер пресвитерианской церкви, представил на рассмотрение Генеральной ассамблеи Шотландии и членов английского парламента разработанный им проект англо-шотландского договора, получивший название «Торжественная Лига и Завет в защиту Реформации и религии, чести и счастья короля, а также мира и безопасности в трёх королевствах Шотландии, Англии и Ирландии» («Торжественная Лига и Завет»). Этот документ представляет собой как бы связующее звено между шотландским пресвитерианством и английским пуританством, между Генеральной ассамблеей и Вестминстерской ассамблеей, между шотландским парламентом и Долгим парламентом. Его целью было обеспечение единообразия религии в объединённых королевствах, тогда как «Национальный завет», как и Исповедание 1560 г., был сугубо шотландским. «Мы, пэры, бароны, рыцари, дворяне, граждане, члены парламента, служители Евангелия и простые люди королевств Шотландии, Англии и Ирландии, провидением Божьим, живя под властью одного Царя и исповедуя одну реформатскую веру..., после долгого размышления решили вступить в совместную и Торжественную Лигу и Завет, под которым все подписываемся, каждый сам за себя, и, вознеся руки к Всевышнему, клянёмся, что «каждый из нас… будет стремиться к сохранению в Церкви Шотландии реформатской веры, выражающейся в догматическом учении, богослужении, дисциплине и управлении. И мы будем прилагать все усилия для того, чтобы в согласии со Словом Божьим и примером лучших Реформатских Церквей в королевствах Англии и Ирландии преобразовать религию в её вероучении, богослужении, дисциплине и управлении. Мы будем стараться привести Церкви Божьи в этих трёх королевствах к самому тесному союзу и единообразию в религии, исповедании веры, форме церковного управления, служебнике и катехизисе, дабы мы и последующие поколения могли жить как братья в вере и любви, и Господь был бы рад пребывать среди нас»; стремиться к «искоренению папства и прелатства (т.е. церковного правления архиепископов, епископов, их советников и представителей, деканов и каноников, архидиаконов и всех остальных церковных должностей в зависимости от иерархии); к «сохранению прав и привилегий парламентов и свобод королевств, защите личности и власти Его королевского Величества, охране истинной религии и свобод королевств, чтобы мир стал свидетелем нашей верности, а мы сами ни в коей мере не замышляли принизить власть и силу Его Величества»; будем «стремиться к раскрытию всех, кто является инструментом для действия зла, препятствуя преобразованию религии, отделяя короля от его народа, а одно государство от другого»; каждый из нас «будет стараться сохранять тесный мир и единство для последующих поколений и будем «помогать всем тем и защищать всех тех, кто входит в Лигу и Завет, поддерживает её и неотступно следует ей, и не позволим себе прямо или косвенно, вследствие каких-либо объединений, убеждений или страхов, разделиться или отойти от этого благословенного союза».

 



 
PR-CY.ru