КЛЮНИ - Страница 8

Монументальный перспективный портал Клюни III (1106–1120 гг.), известный исследователям по зарисовкам XVIII в. и фрагментам, относится к ранним порталам со скульптурным тимпаном. По мнению исследователей, одним из его образцов был более скромный по замыслу и исполнению портал церкви св. Фортуната в клюнийском монастыре Шарльё (около 1100 г.; сохранился). В полуциркульном тимпане портала («небесных врат», отделяющих сакральное пространство от внешнего мира) находились рельефные изображения Христа во славе, двух стоящих на облаках ангелов, двух парящих серафимов и тетраморфа. Тимпан был выполнен из цельного каменного блока (5,6 м в основании, высота 3,25 м), покоился на монолитном резном архитраве с изображениями атлантов; его обрамляли несколько перспективно нарастающих архивольтов с изображениями ангелов, растительными мотивами и небольшими фигурками (как полагают исследователи, старцы Апокалипсиса). Над полукружием тимпана, по сторонам портала, располагались четыре фигуры апостолов, выше был размещён аркатурный пояс с 23 фигурами святых в нишах. Скульптурный декор имел раскраску, схожую с насыщенными и яркими орнаментальными деталями капеллы небольшого приората Берзе-ла-Виль близ Клюни. Фон тимпана был кобальтово-синим, гиматий Спасителя – красным, золотое сияние мандорлы было передано близким к оранжевому охристым цветом, другие образы выделены алым, охрой и зелёным, с желтовато-охристыми и синими деталями. Считается, что роспись капеллы в Берзе-ла-Виль (XII в.) даёт представление об утраченном живописном убранстве Клюни III. В апсиде капеллы находится фресковое изображение восседающего на престоле Христа во славе (правой рукой он благословляет, в левой – развёрнутый свиток), фланкированного фигурами 12 апостолов (в рост) и святых. Утончённый стиль росписей Берзе-ла-Виль имеет параллели в миниатюрах клюнийских рукописей XII в. Клюнийские мастера, скорее всего, как полагают исследователи, ориентировались на византинирующий стиль Центральной Италии (например, росписи церквей Рима и аббатства Монте-Кассино). Католический святой Бернард Клервоский критиковал богатый скульптурный декор зданий Клюни, т.к., по его мнению, необычные изображения («красота поразительных чудовищ или чудовища поразительной красоты», «непристойные обезьяны», «свирепые львы», кентавры – «наполовину человеческие существа», «пятнистые тигры», сражающиеся воины, охотники, которые дуют в рога, «единая голова со множеством туловищ или единое туловище со многими головами») отвлекали от размышлений о Боге. Среди сохранившихся элементов скульптурного убранства выделяются известняковые фигуративные капители (конец XI в.), находившиеся, по мнению исследователей, на колоннах хора и восточной части деамбулатория: восемь аллегорических изображений музыкантов и григорианских невм, а также капители с символикой четырёх райских рек и образами четырёх ветров.

 



 
PR-CY.ru