КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия - Страница 3

Напротив, утверждение о том, что у Иисуса было пять учеников (барайта, цитируемая на том же листе трактата «Санхедрин»), не выводится ни из техники мидраша, ни из Нового Завета, и Й.Г. Клаузнер считает возможным видеть в этом утверждении исторически достоверное ядро, в то время как свидетельство Нового Завета о 12 апостолах он вслед за своими либеральными предшественниками считает отражением богословской идеи (12 апостолов как символ 12 колен Израиля). Соответственно свидетельства об Иисусе Христе в раввинистической традиции Й.Г. Клаузнер разделяет на две группы. К первой относит ранние сведения, восходящие к началу периода таннаев: у Иисуса было пять учеников; Он был распят накануне Пасхи, выпавшей на субботу; Он исцелял больных, и Его ученики исцеляли Его именем; Он пренебрежительно относился к словам еврейских религиозных лидеров; Он истолковывал Священное Писание в той же манере, что и фарисеи (т.е. используя технику мидраша). Во второй группе помещены предания, зафиксированные в гемаре Вавилонского и Иерусалимского Талмудов: легенда о Пандере; повествование о том, что за сорок дней до казни Иисуса по всей Иудее и Галилее ходил вестник и призывал всех, кто может сказать что-то в защиту Иисуса, прийти и выступить на суде, но такого человека не нашлось. Й.Г. Клаузнер отмечает, что легенду о Пандере упоминает уже Цельс в «Истинном слове», и делает вывод, что она возникла ещё до кодификации Мишны, хотя была зафиксирована в гемаре значительно позже. Тем не менее, Й.Г. Клаузнер проследил литературную эволюцию этой легенды и показал, что история, лежащая в её основе, первоначально не имела никакого отношения к христианству. По мнению исследователей, в оценке Евангелий как исторических источников Й.Г. Клаузнер несамостоятелен. Он создаёт упрощённую схему, совмещающую как умеренно традиционалистский (отчасти в вопросе об авторстве Евангелий), так и историко-критический подходы: раньше других было написано Евангелие от Марка (греческий текст, по мнению Й.Г. Клаузнера, был создан одним из учеников Марка на основе еврейского или арамейского Евангелия, написанного самим Марком), которое Й.Г. Клаузнер датирует 64–68 гг., т.е. до разрушения Второго храма; затем было написано Евангелие от Матфея (оно было создано наиболее образованным из апостолов – мытарем Матфеем – для иудеохристианской общины и содержит явные и скрытые полемические высказывания против евреев, разногласия с которыми усилились после подавления иудейского восстания 66–73 гг.). Евангелие от Луки Й.Г. Клаузнер датирует началом II в. В нём полемические высказывания против иудеев смягчены как уже не актуальные для общины, состоящей, в основном, из язычников, автор Евангелия – человек, получивший греческое образование, и в этом смысле оно служит мостом к четвёртому Евангелию. Евангелие от Иоанна Й.Г. Клаузнер рассматривает не как исторический источник, а как религиозно-философское повествование. Й.Г. Клаузнер, как филолог и активный сторонник возрождения иврита в качестве национального языка еврейского народа, уделял особое внимание вопросу о первоначальном языке Евангелий и родном языке Иисуса Христа. Впрочем, учёный не создал целостной теории и комментировал евангельские тексты исходя как из еврейского, так и арамейского предполагаемого оригинала.

 



 
PR-CY.ru