КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия

КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874–1958 гг.) – израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения. В 1885 г. семья Й.Г. Клаузнера переехала в Одессу, где он поступил в традиционную еврейскую школу. Уже в юности Й.Г. Клаузнер стал активно участвовать в движении за возрождение иврита как разговорного языка. Он вступил в общество «Сфатену иттану» («Наш язык с нами»),основанное в Одессе в 1891 г. С друзьями, состоящими в обществе, Й.Г. Клаузнер говорил исключительно на иврите. С 1897 г. изучал семитские и европейские языки, историю и философию в Гейдельберге. В 1902 г. защитил докторскую диссертацию «Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten» («Мессианские воззрения еврейского народа в эпоху таннаев»), ставшую основой для его последующих исследований в области новозаветной библейской критики. В 1902 г. Й.Г. Клаузнер переехал в Варшаву, чтобы стать редактором альманаха «Ха-Шилоах» после смерти публициста Ахад-ха-Ама, и занимал эту должность с перерывами в течение 23 лет – до 1907 г. в Варшаве, в 1907–1917 гг. – в Одессе, в 1921–1926 гг. – в Иерусалиме. Вернувшись в 1907 г. в Одессу, Й.Г. Клаузнер преподавал в модернизированной иешиве раввина Хаима Черновица, выпускниками которой были многие известные деятели еврейской культуры, в том числе историк и социолог Йехезкель Кауфман. После Февральской революции 1917 г. Й.Г. Клаузнер был приглашён преподавать в Новороссийский университет в Одессе, однако после Октябрьской революции эмигрировал в Палестину. С 1919 г. Й.Г. Клаузнер жил в Иерусалиме, принимая активное участие в деятельности Комитета языка иврит сначала как учёный секретарь и редактор издаваемых комитетом сборников научных трудов, а впоследствии как президент. Й.Г. Клаузнер стремился занять кафедру еврейской истории в Еврейском университете, открытом в 1925 г., однако традиционалистски настроенное руководство университета отказало ему в этой должности, предоставив Й.Г. Клаузнеру возможность занять кафедру еврейской литературы. Й.Г. Клаузнер – автор многочисленных работ по литературной критике, еврейской истории, истории иврита и еврейской литературы. Наиболее известная из работ Й.Г. Клаузнера – книга «Иисус, Его время, жизнь и учение» (1922 г.). Он руководствовался той же задачей, какую поставили перед собой представители «Школы истории религий»: понять жизнь Иисуса Христа в контексте религиозных и культурных реалий еврейской жизни эпохи Второго храма. Специфику работы Й.Г. Клаузнера по сравнению с трудами на эту тему европейских либеральных теологов исследователи видят в том, что это исследование было первой попыткой понять жизнь Иисуса Христа «изнутри» еврейского мира. В этом смысле Й.Г. Клаузнер ставил перед собой не только научные, но и общественно-политические задачи: как учёный Й.Г. Клаузнер должен был не только предложить свою реконструкцию жизни «исторического Иисуса», но и понять условия, определяющие национальную идентичность еврейского народа; как сионист Й.Г. Клаузнер должен был ответить на вопрос, в какой мере иудаизм необходим в воссозданном независимом еврейском государстве. Наконец, Й.Г. Клаузнер должен был ответить на главный вопрос, который был источником напряжения на протяжении веков как для евреев, так и для христиан.

 



 
PR-CY.ru