КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» - Страница 6

В числе ранних списков – икона 1702 г. письма Кирилла Уланова (в монашестве Корнилий) в окладе с эмалями (Государственная Третьяковская галерея). Все списки точно повторяют размер и формат Киево-Печерской иконы, а также особенности иконографии, в частности, дверцу мощевика с именами мучеников. С середины XIX в. издаются также литографированные изображения Киево-Печерской иконы. В лаврской мастерской писались иконы «в меру и подобие» чудотворного образа для раздачи верующим «на благословение от Киево-Печерской лавры». В собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника сохранилось несколько подобных памятников, самым ранним из них является икона второй половины XVII в. Списки Киево-Печерской иконы, традиционно украшенные богатым окладом, были в наиболее значительных русских храмах – в Успенском соборе Московского Кремля и в Софийском соборе в Великом Новгороде; там, подобно «Успению» в Великой лаврской церкви, они крепились на кронштейне над местным рядом иконостаса вблизи царских врат, что «трудно объяснить… иначе, чем аллюзией на размещение “Успения” в киевском храме». После закрытия лавры вплоть до исчезновения иконы во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. она оставалась в Успенском соборе. В процессе изъятия большевиками церковных ценностей с Киево-Печерской иконы была снята драгоценная риза (весом больше 6 фунтов, т.е. около 7,5 кг). 27 апреля 1922 г. в лавру, оцепленную войсками, прибыла Комиссия по изъятию ценностей во главе с заместителем наркома ВД УССР М.П. Серафимовым. В акте комиссии о снятии ризы указывалось: «Икона же… вставлена по-прежнему в металлический круг, в котором она помещалась и который оставлен Комиссией ввиду невысокой ценности его… лишь за бриллиантовый нимб вокруг головы Бога-Саваофа на этом круге Комиссия потребовала выкуп в 17 каратов бриллиантов, каковые и выданы из доброхотных пожертвований верующих. Художественной работы золотая риза, сияющая многоцветными переливами драгоценных камней, была оценена ювелиром Комиссии в 62 550 руб. золотом» (собранные средства на выкуп ризы совет церковной общины постановил возвратить жертвователям). В 1942 г., во время немецко-фашистской оккупации Киева, иконы из Всеукраинского музейного городка на территории лавры были переданы в Музей русского искусства и Музей западного и восточного искусства. В одном из актов передачи икон в штаб Альфреда Розенберга, а затем в Музей западного и восточного искусства есть запись: «Ж-279. 10/Хi-42 р. Икона. Успение Богородицы. Чудотворная из Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Дерево. Темпера. Розмiр 27,7×39,2. Акт Музея Западно-европейского искусства в Киеве от 10 ноября 1942 г. Много глубоких выпадов, дырочки от ризы. Не достает шпонки. По краям часть дерева обломаны. Выбыла во время немецкой оккупации согласно списков порядков. №17». В январе 1944 г. лаврские иконы вместе с экспонатами Музея русского искусства и Музея западного и восточного искусства были вывезены в Восточную Пруссию, где, по свидетельству очевидцев, погибли во время пожара с 17 на 18 февраля 1945 г. в имении Вильденхоф близ Кёнигсберга (более точных сведений о судьбе чудотворной Киево-Печерской иконы в настоящее время нет). В 1940–1950 гг. почитаемый список чудотворной Киево-Печерской иконы первой половины XIX в. находился в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах лавры. Его особенностью было изображение на полях иконы преподобных Антония и Феодосия. Исследователи полагают, что это была икона из Успенского собора, лежавшая прежде на аналое с правой стороны от царских врат. При возобновлении монашеской жизни в лавре в 1988 г. она была возвращена в Крестовоздвиженскую церковь. Список чудотворной лаврской иконы находится над царскими вратами иконостаса и, согласно старому обычаю, опускается после окончания литургии для поклонения. Возобновлена также традиция соборного чтения по средам акафиста Успению Богородицы перед иконой.



 
PR-CY.ru